Перейти к основному содержанию

Петербургский эксперт: договоры и обещания не сдержат цены на топливо

СМИ сообщили о скрытом подорожании бензина на АЗС в России. По данным журналистов, нефтепереработчики начали увеличивать свои доходы за счёт отмены бонусов для корпоративных клиентов.

Информацию о росте цен уже прокомментировали в Госдуме, отметив, что такие действия противоречат договорённостям нефтяников с правительством РФ о стабилизации цен на топливо, которые были подписаны на прошлой неделе.

Петербургский экономист Дмитрий Прокофьев объяснил «Форпосту» логику продавцов горючего и рассказал о причинах роста топливных цен в России.

По словам Прокофьева, российскую экономику можно представить как большую нефтяную корпорацию. У корпорации есть два канала сбыта – продажа углеводородов за рубеж и реализация на внутреннем рынке. Внутри страны сфера торговли топливом значительно монополизирована. И когда корпорация недополучает деньги на одном канале сбыта, она старается компенсировать их на другом. Эксперт подчеркнул, что такова логика любого монополиста.

«Внутри государства у нефтепереработчиков есть две основные группы покупателей горючего – корпоративные и частные клиенты. В их отношении действует такая же логика. Граждан раздражает рост цен на бензин? Производитель нефтепродуктов перекладывает эту нагрузку на компании, которые так или иначе заложат эти траты в свои издержки и в итоге повысят стоимость конечной продукции», - отметил Прокофьев.

Экономист считает, что рост цен в России главным образом сдерживается за счёт падения доходов населения. Продавцы отдают себе отчёт, что бесконтрольное подорожание товаров может привести к тому, что люди просто откажутся от многих видов продукции.

Однако топливо – товар неэластичного спроса, потому что его почти невозможно исключить из издержек практически любого бизнеса. Поэтому пока существует возможность повышать на него цены без существенного снижения платёжеспособного спроса, горючее будет дорожать.

Прокофьев добавил, что сложившуюся на рынке ситуацию нельзя изменить с помощью государственного регулирования или других мер. По мнению эксперта, эффективно снизить цены на горючее в России может только демонополизация рынка нефтепродуктов. В качестве наглядного примера он привёл сферу такси, в которой стоимость услуг остаётся относительно стабильной, несмотря на растущие цены на горючее.

«В секторе таксомоторных перевозок значительные затраты связаны со стоимостью бензина. Тем не менее, мы не видим резких скачков цен на услуги такси. Это объясняется большой конкуренцией в отрасли. Её участники используют различные механизмы транзакционных издержек», - объяснил Прокофьев, добавив, что законы экономики работают универсально.

Дмитрий Прокофьев добавил, что не стоит рассчитывать на возникновение независимой конкуренции на российском рынке нефтепродуктов в обозримом будущем. Этому, по его мнению, мешает государственная политика, которая в течение почти двух десятилетий ограничивала конкуренцию в сфера добычи и переработки нефти.

Как стало известно в понедельник, 12 ноября, десять нефтяных компаний подписали соглашение с правительством по стабилизации цен на бензин. Участниками договора стали «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Нефтегазхолдинг», ГК «Новый поток», «РуссНефть», «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и группа ТАИФ. Нефтяники обязались заморозить стоимость топлива до конца 2018 года и сохранить её на уровне начала июня этого года. С января 2019 года в связи с увеличением НДС компаниям разрешат поднять цены на горючее максимум на 1,7%, а далее — не выше прогнозируемого уровня инфляции, который оценивается в 4-4,6%.