Туроператор «Матрёшка-тур» в очередной раз избежал банкротства. Клиенты фирмы не смогут получить свои деньги в ближайшее время, многие уже перестали надеяться на выплаты. «Форпост» решил разобраться, что делать клиентам, которым в конце 2017 и в начале 2018 годов испортили отпуск.
Петербургский туроператор «Матрёшка-тур» прекратил деятельность в июне 2018 года. Проблемы у фирмы начались ещё в конце 2017 года с выполнением программы на Хайнань. Тогда «Матрёшке-тур» пришлось за свой счёт вывозить туристов из страны через города России и Китая. Позже компания также отменила рейсы в Израиль и Болгарию. Чтобы расплатиться с туристами организации пришлось продать дочернюю компанию «Аврора БГ» и несколько офисов в Северной столице. В апреле этого года петербургского туроператора исключили из федерального реестра туроператоров за неуплату взносов в резервный и персональный фонды.
В июле в страховую компанию «Матрёшки» - «Якорь» - обратились около 300 клиентов фирмы и потребовали компенсации. Они подали заявлений на 32,4 миллиона рублей, при том, что ответственность туроператора была застрахована на 25 миллионов. В начале ноября «Якорь» лишилась лицензии, потому что не смогла вовремя устранить выявленные ранее нарушения страхового законодательства.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти уже получил иски от компаний с требованием признать «Матрёшку-тур» банкротом. Последнее такое заявление суд рассматривал 5 декабря от ООО «МК Сервис», однако в удовлетворении было отказано из-за недостатка доказательной базы - документов, подтверждающих, что у туроператора есть задолженность. Сумма исков варьируется от 80 до 400 тысяч рублей.
По мнению петербургского юриста Алексея Евдокимова, сейчас у клиентов «Матрёшки-тур» ещё есть шансы вернуть свои деньги за несостоявшееся или загубленное путешествие.
«Наверняка, эта процедура (банкротство - прим. ред.) будет инициирована повторно. Я думаю, что в данном случае у клиентов «Матрёшки-тур» сохраняется возможность получить свои денежные средства как от самой «Матрёшки», так и от страховщика. Процедура банкротства - это когда всем кредиторам будет плохо, то есть не получится возместить полностью всё, но какая-то часть на возмещение сохраняется и клиенты смогут обращаться собственно с заявлениями о включении их в росреестр кредиторов. Такие процедуры занимают длительное время, особенно когда это всё резонансно и большое количество участников. Это займёт достаточно длительное время», - рассказал Евдокимов.
- Правильно ли поступили те клиенты «Матрёшки-тур», которые решили не возвращать деньги?
- Они же действительно вложили денежные средства, а только частично получили компенсацию. И если остаётся какая-то значительная часть денег, на которую они могут рассчитывать, то я считаю, что, конечно, стоит и нужно заявлять о себе, когда всё-таки будет заведено дело о банкротстве и их включат в росреестр кредиторов. Если такого желания нет, чтобы сталкиваться с судебной системой, самому ходить на заседания или привлекать юриста, то значит человек добровольно просто отказываются от возможности получить деньги. Здесь уже личный выбор каждого.
- Могут ли другие туроператоры недобросовестно обойтись со своими клиентами, надеясь не выплачивать компенсации?
- Я не думаю, что ситуация с «Матрёшкой-тур» была какой-то преднамеренной и запланированной. Эта та ситуация, в которую они попали вынужденно. Я думаю, что они благополучно бы существовали, работали и получали бы денежные средства и возили бы людей в отпуск. Но просто так сложились обстоятельства. Я не думаю, что другие организации будут смотреть на это как на повод злоупотреблять своей возможностью собирать деньги с людей и потом банкротить организацию. Если они хотят существовать на рынке долго и хорошо, они должны действовать в рамках закона.
Сейчас набирает популярность привлечение к дополнительной ответственности директора или учредителя компании собственников. В данном случае нужно вести свой бизнес честно, чтобы потом не получить ещё такой риск, что к тебе могут предъявить требования уже как к физическому лицу. Я думаю, что кто-то целенаправленно не станет, посмотрев на этот пример, вести себя недобросовестно.
Напомним, ранее в Ассоциации туроператоров России сообщили, что Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отклонил иск ООО «МК Сервис» с требованием признать «Матрёшку-тур» банкротом. «Форпост» уже писал, что многие из клиентов туроператора потеряли надежду вернуть деньги за испорченный отпуск.