Перейти к основному содержанию

В чем секрет финских побед

Финляндия
© Форпост Северо-Запад

Согласно международным исследованиям, которые раз в три года проводит PISA, индекс образования Финляндии считается одним из самых высоких в Европе. В чем уникальность системы обучения в этой стране?

Северная страна, где живет столько же людей, сколько в одном Санкт-Петербурге, а доля участия в мировом производстве не превышает 0,4%, регулярно лидирует во всевозможных рейтингах. Она не раз признавалась «лучшей», «самой стабильной», высокоразвитой с точки зрения равноправия полов, и, наконец, заняла первое место во «Всемирном докладе о счастье 2018», опубликованном ООН.

Несмотря на успешную модель образования (она заслужила признание международного сообщества, в том числе PISA, ООН, ОЭСР), Финляндия с завидным постоянством продолжает проводить реформы в этой сфере. Процесс учебы делают все более мягким и ненавязчивым.

В школе вообще не ставят оценок до 4 класса, до 7-го – только словесные (отлично, хорошо, надо тренироваться), отсутствует практика сдачи экзаменов, домашних заданий, разделения учащихся по склонностям и предрасположенностям.

Missing материал.

В период с 2016 по 2020 год всю страну от начальных классов до вузов планируется постепенно перевести на новую систему обучения: уроки по конкретным предметам заменят занятия, где на первое место выходит изучение события, темы, идеи с помощью разных дисциплин. Например, военное сражение с точки зрения истории, географии, физики и возможно химии (если говорить об оружии). Теперь это не разрозненные занятия длительностью по 45 минут, а единый процесс постижения.

Старшеклассники и вовсе будут сами выбирать интересующие их темы, которые могут пригодиться в будущей профессии, и не отвлекаться на «лишние» предметы. Официальное название этой формы преподавания - phenomenon-based learning или явление-ориентированное обучение (PhBL или PhenoBL).

Согласно статистике, не более 35% выпускников школ идут учиться в вузы.

«Финны действительно неохотно идут в «вышку», что объясняется очень низкой мотивацией - на это сетуют сами преподаватели. Студенты из России кажутся им невероятно замотивированными на учебу! Обусловлена ситуация высоким уровнем оплаты труда в целом по стране. Даже после школы можно получить работу с хорошей зарплатой и позволить себе все необходимое», - рассказывает главный специалист архитектурно-инженерного отдела в компании «Газпром проектирование» Иван Крылов, получивший второе высшее образование в Саймеенском университете прикладных наук.

Традиционно вузы в Финляндии делятся на два вида: мультифакультетные университеты и институты прикладных наук (или политехнические). Университеты представляют собой классический вариант высшей школы, напоминающий МГУ и СПбГУ. Их стезя - академические знания, научные и исследовательские работы. Такие заведения выпускают бакалавров и магистров, далее можно получать ученую степень (PhD). Длительность образования – 3-4 года для бакалавров, затем 1-2 года для магистров и еще 4 для докторов наук. Есть еще звание лиценциат – промежуточное между магистром и доктором. Это аналог российского кандидата наук, требующий после окончания магистратуры проучиться еще 2 года.

Missing материал.

Институты прикладных наук (или политехнические институты) делают упор на практических навыках и знаниях в технологии, бизнесе, экономике, туризме, сфере обслуживания, искусстве. Выпускники учатся на бакалавров и магистров. Длительность обучения – 3,5-4 года. Обязательным условием является профессионально-трудовая практика (стажировка на производстве).

«Диплом в Финляндии пишется для какой-то конкретной организации, а не на пространственную тему. То есть студент направляет свое резюме и запрос в интересующую его компанию, и если она тоже заинтересована, на время диплома назначает ему куратора. Параллельно есть руководитель в университете. После написания диплома можно продолжить там работать, что часто и делают выпускники», - уточняет Иван Крылов.

Магистратуру в институте можно совмещать с работой, так как занятия часто проходят по вечерам или выходным. А вот в университетах она предполагает полную загрузку.

Подавляющее большинство финнов не стремятся получать степень магистра, хотя эта строчка в резюме обычно значительно повышает зарплату и ценится работодателем. Образование бакалавра там считается полноценным высшим. Но, конечно, есть профессии, для освоения которых требуется пройти обе ступени Болонской системы. Например, те, где готовят управленцев бизнеса (MBA), инженеров, медиков.

Missing материал.

По сути, главная задача вузов – подготовить молодого человека к профессиональной жизни, но на разных уровнях: в университете это будет, например, нейрохирург, а в институте – физиотерапевт. Здесь не видят смысла в том, чтобы каждый получал высшее образование, защищал диссертацию. Основная идея вторит известным строчкам Маяковского: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

«В России образование имеет академический уклон, а значит, речь идет о необходимости осваивать колоссальные объемы информации. Можно сказать, что оно нацелено на зубрежку, а не использование знаний и коммуникативных способностей студента. Выучил-сдал-забыл. В Финляндии в процесс вводят большое количество семинаров, мастер-классов, групповых занятий. Здесь учат думать и анализировать, распределять задания, делегировать, лидировать. В целом процесс ориентирован на реальную жизнь», - делится своим опытом студентка Университета Arcada в Хельсинки Ксения Павлова, которая в перспективе планирует переехать в Европу.

До недавнего времени образование было бесплатным. Это относилось ко всем высшим школам без исключения. Однако в 2016 году был принят закон о введении платы для иностранцев из стран, не входящих в ЕС. Здесь есть одно исключение: это касается только программ на английском языке. Если студент поступает на отделение, где преподают на финском или шведском, то вне зависимости от того, гражданином какой страны он является, плата взиматься не будет. Стопроцентная льгота предоставляется также поступающим аспирантам и студентам по обмену.

До 2016 года в вузах на юго-востоке Финляндии, в частности в Лаппеенранте, более 50% студентов по ряду направлений были из России. Сегодня это соотношение поменялось. Минимальная стоимость обучения в этой части страны может быть вполне сопоставима с нашими платными отделениями (2-4 тысячи евро в год), в Хельсинки же учеба обойдется в сумму от 5-7 до 20 тысяч евро.

Вузы выплачивают стипендии преимущественно со второго курса, и они частично покрывают траты. Однако ведущие университеты нередко отказывают в подобном бонусе.

Всех выпускников, стремящихся учиться в зарубежных высших школах, можно поделить на две группы: тех, кто хочет получить образование, а потом вернуться на родину, и тех, кто рассчитывает переехать на ПМЖ с помощью студенческой визы. Первые ищут конкретные вузы и специальности, вторые – наиболее доступные и с маленьким конкурсом.

«На момент моего обучения карьерные перспективы в России были лучше, чем в Финляндии. Это было основной причиной, почему я вернулся. Трое студентов из моей русской группы в двадцать человек решили остаться, но в течение двух-трех лет вернулись по тем же причинам», - резюмирует Иван Крылов.

«Я планирую переехать в Финляндию. При наличии местного образования шансы на трудоустройство у меня выше, чем у иностранца, который просто сел и стал рассылать резюме финским работодателям. Но гарантии нет никакой, хотя расчет изначально был именно такой», - объясняет Ксения Павлова.

Стимулирует ли ненавязчивая атмосфера финского образования тягу к знаниям или наоборот? Здесь не стремятся к рекордам, в каждом ребенке не пытаются разглядеть вундеркинда и декларируют, что кондуктор трамвая такой же уважаемый член общества, как и топ-менеджер. А всю критику местной системы преподавания разрушают те самые высокие места в профильных рейтингах. Тише едешь – дальше будешь.