Санкт-ПетербургПеременная облачность+20°C

Мечты Tesla сбываются. Литий может подешеветь

литий
Фото © www.sqm.com

В Перу открыто новое крупное месторождение лития. Эксперты канадской компании по разведке и добыче редкоземельных металлов Plateau Energy Metals утверждают, что его разработка может ежегодно пополнять бюджет южноамериканского государства на полмиллиарда долларов. А журналисты портала Gerens задаются вопросом, насколько реальны такие перспективы и позволит ли их реализация уронить цены на литий.

Сегодня официально подтвержденные мировые запасы лития, лежащие в недрах планеты, оцениваются почти в 14,5 млн тонн. Большая часть из них находится в Чили – 7,5 млн или 52% от общего числа. Далее следует Китай (22%), Аргентина (14%) и Австралия (11%). Последняя лидирует по объёмам производства (18,3 тонн).

Неподтверждённых ресурсов гораздо больше – почти 45 млн тонн. Свыше половины сосредоточено в так называемом «литиевом треугольнике» - на севере Чили и Аргентины, а также на юге Боливии. Именно с освоением этой территории эксперты связывают будущее рынка электромобилей. Без лития невозможно произвести аккумуляторы для них, а высокие цены на металл - ключевой фактор высокой стоимости электрокаров.

Превратится ли треугольник в квадрат? И если да, то поможет ли разработка месторождения в Перу снизить цены на «машины будущего»?

«В случае подтверждения ресурсов лития Перу войдёт в десятку крупнейших стран, которые его производят. Это тем более актуально, что аналитики прогнозируют удвоение спроса на металл к 2022 году. Тем не менее, многие из них сомневаются в конкурентоспособности перуанского лития на рынке», - пишет Gerens.

литий
Фото © www.electra.com.ua

Основная причина заключается в том, что залежи там сосредоточены не в соляных озёрах, как в других странах, а в твёрдой породе. Это значит, что для их разработки потребуются новые технологии, что априори снизит рентабельность. С другой стороны, если в странах «треугольника» среднее содержание полезного компонента в солях 500 частей на миллион, то в Перу оно в четыре раза выше.

Это далеко не единственное отличие нового месторождения от других. Дочерняя компания канадской Plateau Energy - Macusani Yellowcake, которая обнаружила литий в Андах на высоте 4500 метров, утверждает, что там же был найден и уран. Если это действительно так, то случился прецедент. Никто и никогда прежде не открывал залежи, где эти элементы находились бы по соседству. Ресурсы лития в породе составляют от 2,2 до 2,5 млн тонн, урана - от 130 до 132 млн фунтов.

«Учитывая быстро растущий спрос на батареи, цена карбоната лития за последние три года увеличилась втрое. Согласно ежемесячному отчету Benchmark Mineral Intelligence, исторический максимум был зафиксирован в мае и июне этого года (15 750 долларов США), в октябре его стоимость в Южной Америке снизились до 14 375$, а сегодня составляет 12 500$. Согласно прогнозам Morgan Stanley, цены на карбонат лития упадут до 7 332 долларов США к 2021 году, а затем - до уровня предельных издержек производства в размере 7 030 долларов США», - утверждает Gerens.

Многие аналитики считают это вполне реальным и заверяют, что машины с электрической силовой установкой к 2025 году будут стоить лишь немногим больше, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Впрочем, подобное мнение разделяют далеко не все. Скептики говорят о том, что сегодня большая часть заявлений о создании новых моделей электрокаров – не более, чем работа на имидж автокомпаний. Забота об экологии – хороший маркетинговый ход, который, тем не менее, далеко не всегда приносит прибыль. Именно поэтому многие из анонсированных моделей уже сняты с производства. А впечатляющие цифры роста продаж обеспечиваются, прежде всего, за счёт гибридов, работающих как на бензине, так и на электричестве. Но на самом деле эти авто – вовсе не электромобили.

Журналисты перуанского издания пишут, что понижательный тренд может быть сформирован, в том числе, за счёт разработки нового месторождения, открытого в их стране. По предварительным прогнозам, она начнётся в 2022 году. Правда, существует ещё одно «но», которое может помешать претворению этого проекта в жизнь. Всё дело в том, что для его реализации необходим закон, регулирующий эксплуатацию в стране радиоактивных элементов. Ведь при добыче лития в данном случае необходимо будет также обрабатывать и уран.

По мнению Gerens, необходимость изменений в законодательстве и дальнейшего получения различных лицензий, связанных с добычей, может стать ещё одним барьером для прогресса новой для Перу отрасли. Поэтому портал призывает не спешить с выводами и «несколько умерить оптимизм».

Материал «La Fiesta del Litio del Perú: “Será para el 2022 o más adelante» опубликован на портале Gerens.pe