Санкт-ПетербургНебольшой дождь+2°C

Почему в школах учат репетиторы, а не учителя

Учитель
Фото © edu.gov.ru

Учителей петербургских школ «настойчиво попросили» выйти на субботник для уборки снега. Распоряжение пришло из районных администраций, и работники образовательного сектора были вынуждены провести 12 января, свой законный выходной день, с лопатой в руках.

Этот призыв в очередной раз заставил задуматься о роли преподавателей в современной школе: справляются ли они со своими основными задачами, какую миссию выполняют? Наставник, охранник, уборщик или все-таки педагог, несущий знания?

Сегодня развита практика репетиторства. Ежегодно университеты выпускают сотни молодых кадров, нет сложностей при выборе инструментария (утвержденный Министерством Образования перечень учебников в этом году составляет 910 книг), но организовать процесс учебы без внеурочных занятий не удается. Дело в профессионализме или желании?

Если еще 10-15 лет назад к услугам дополнительного педагога обращались в период подготовки ребенка к поступлению в вуз, то сейчас это происходит на протяжении всей учебы в школе. Речь не об отстающих по программе детях, а о повсеместном явлении для всех учеников. Так называемое, «подтягивание хвостов».

«Моя дочь ходит в муниципальную общеобразовательную школу, где на постоянной основе заведена практика репетиторства. Учителя сообщают родителям, что в урочные часы не успевают дать весь необходимый объем материала по общим предметам, предусмотренный программой. Поэтому для достижения ребятами отличных результатов им следует посещать факультативы. Кстати, платные. На мое замечание, что я сама являюсь преподавателем, и смогу дома заниматься с ребенком хотя бы по своей дисциплине, услышала следующий ответ: каждый обучает по своему, я не хочу потом никого переучивать, поэтому оценивать я буду только своих учеников», - рассказывает мама школьницы, пожелавшая остаться анонимом. И это не единственный известный нам случай.

При всем недовольстве родителей, вынужденных платить за репетиторство, неожиданную статистику продемонстрировал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По его данным, лишь 9% россиян считают, что школьный учитель должен уметь доносить информацию, и 8% - быть образованным, грамотным и внимательным человеком. Гораздо больше значения опрошенные придают любви к детям (27%), доброжелательности (21%), честности и терпеливости (по 12%) работников образовательной сферы. То есть получается, что сами респонденты хотят, чтобы их детей в первую очередь любили, а потом уже учили. Но это первоочередная задача не педагога, а воспитателя.

Школа
Фото © edu.gov.ru

Решением этой проблемы могла бы стать работа в каждом классе помимо учителя и классного руководителя (который назначается директором из того же самого педагогического состава) отдельно воспитателя, который стал бы наставником и психологом для детей. Понятно, что такие нововведения потребуют серьезных вложений, а результаты были бы заметны лет через 10-15. Вероятно, поэтому идея хоть и озвучивалась в профильном министерстве, но не было принята в расчет.

«Хотелось бы надеяться, что в следующем году миссия учителя поменяется. Сегодня он фактически играет роль пастуха, который охраняет детей, чтобы они до трех часов не разбежались и находились под контролем. Обычно за урок спрашивают двух-трех человек, и школьники быстро понимают, что за четверть их вызовут один раз, и значит, можно не готовить уроки. Остро стоит вопрос с заработанной платой. Ставки низкие, поэтому, как только занятия заканчиваются, у педагогов начинается «основная работа» – репетиторство. И вот этим делом они занимаются профессионально, процесс поставлен четко и организовано. Доходы от факультативных занятий прогрессивно растут. К сожалению, государство не видит за этим будущую беду для страны. Ситуацию надо кардинально менять. Здесь эксперименты не нужны. Нужна эволюция, а не революция. Сейчас ослаблены требования к преподавателям и отношение к воспитанию», - считает ректор Горного университета Владимир Литвиненко.

В результате: почти три четверти (72%) россиян убеждены, что школьных знаний не хватает для того, чтобы получить на ЕГЭ баллы, позволяющие поступить в желаемый вуз, поэтому необходимы дополнительные занятия с репетиторами (опрос ВЦИОМ).

Второй вариант, который получает все большее распространение в связи с несовершенством системы среднего образования – это обучение на дому. До определенного момента право учиться в родных стенах имели только дети по медицинским показаниям, но позже его получили все желающие. В законодательстве понятие «семейное образование» было прописано в 2012 году. Вся ответственность за знания ребенка в данном случае ложится на родителей. В России на данный момент более 100 тысяч ребят посещают школу лишь для аттестации, и тенденция набирает обороты. Она также популярна в США и Канаде, а вот в странах с более классическим подходом к просвещению (Германия, Швеция) домашнее обучение без серьезных обоснований запрещено.