Перейти к основному содержанию

Мировые рейтинги вузов: у России пока все печально

Рейтинг
© Форпост Северо-Запад

По версии Times Higher Education, Россия заняла 4 место в рейтинге лучших университетов среди 43 государств с развивающейся экономикой. Это самая высокая позиция, на которую сегодня мы можем претендовать в международных листингах вузов. Среди соперников – Египет, Марокко, Колумбия, Нигерия... Причем лидером мы стали по количеству представленных от страны учебных заведений.

В общемировых чартах РФ даже такими результатами похвастаться не может. Зачастую мы довольствуемся сотыми местами. Поэтому идея создать собственный рейтинг начинает озвучиваться все чаще.

«Именно успехи в развитии высшего образования определят тех, кто победит в конкурентной борьбе за лидерство в мире, в экономике. Но в последнее время с помощью различных зарубежных рейтингов ведётся определённая работа по принижению роли российских вузов, да и нашей системы образования в целом. Понятно, что это влияние. Нам необходимо уйти из-под него, поскольку это способствует утечке потенциала. Мы должны принять меры. Хватит нам опираться на рейтинги, к которым привыкли: Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и так далее», - считает ректор столичного университета Виктор Садовничий.

Речь идет о самых авторитетных рейтинговых агентствах: в Европе – QS и THE, в США – U.S.News, в Азии – Шанхайский рейтинг. Оказаться в них – престижно для любой высшей школы. Это возможность подтвердить свой статус и использовать его в течение года как сертификат качества.

Missing материал.

Показатели, на основе которых составляются рейтинги, можно разделить на две группы: личностные и цифровые. К первым, например, относятся отзывы работодателей и научного сообщества, ко вторым – доля выпускников, работающих после окончания по специальности, индекс цитируемости научных публикаций, количество иностранных преподавателей и студентов.

Соответственно, чем больше при оценке используется личностных показателей, тем дальше рейтинг от беспристрастности. Так, при выявлении академической репутации вуза, эксперты на основе лишь собственного мнения должны перечислить до 10 местных (из своей страны) и 30 зарубежных университетов, которые они считают выдающимися в своей научной области.

«Многие считают, что российской высшей школе не надо конкурировать с зарубежными вузами. Но нам необходимо адекватно оценивать место российского высшего образования в международной системе. Я считаю, что среди российских вузов есть проблемы с узнаваемостью, и их необходимо преодолевать», - отмечает ректор Горного университета Владимир Литвиненко.

Почему результаты в рейтингах порой буквально противоречат друг другу? В одной системе оценок какой-то конкретный вуз может занимать место в десятке, а в другой - не попадет даже в сотню.

Итоги всегда зависят от методологии - правил отбора критериев и определения их важности. В ее основе могут быть опросы большинства, мнения меньшинства, конкретные показатели или что-то еще. Например, МГУ по версии THE занимает 199 строчку в общемировом рейтинге, и пятую в странах с развивающейся экономикой. Не вдаваясь в подробности, вуз может сказать, что занимает 5 место по версии Times Higher Education.

Missing материал.

На фоне существования мировых агентств практически каждая страна стремится ввести свой национальный рейтинг. В России на сегодняшний день его просто нет. Профессиональное сообщество, недовольное позициями в международных листингах, ратует за создание собственной системы ранжирования. Но о своевременности и целесообразности такой инициативы ведутся споры.

Так, профессор РАН и известный кристаллограф Артём Оганов считает, что «делать свой рейтинг – это местечковость». Академик и президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин уверен, что «национальные рейтинги не вырастят мировых чемпионов».

«Поскольку у нас нет своего рейтинга, то навязываются чужие. В результате, мы делаем конвульсивные попытки создать собственный. Я думаю, что надо двигаться по шагам, постепенно: начинать, например, с рейтинга стран ШОС или Евразэс. Попробовать договориться с Китаем о сотрудничестве в этом вопросе», - предлагает президент Курчатовского института и декан физического факультета СПбГУ Михаил Ковальчук.

Садовничий
© kremlin.ru

По его мнению, о национальном чарте, тем более о реализации своего международного, в России пока говорить рано. Ректор МГУ Виктор Садовничий не разделяет эту позицию. Получив одобрение президента на заседании Совета по науке и образованию в 2018 году, господин Садовничий занялся созданием глобального рейтинга под названием «Три миссии университетов».

«В системе рейтингов есть недостатки. Ее можно не признавать, к чему многие призывают в России. Но перед тем как делать свой рейтинг или участвовать в существующих, нам необходимо провести работу по ранжированию российских университетов внутри страны. Государство в лице Министерства науки и высшего образования должно выработать собственные цифровые критерии оценки и четко определить, какие у нас университеты ведущие. И далее допускать к участию в международных рейтингах именно те вузы, которые прошли строгий отбор и соответствуют заявленным показателям. Это поднимет статус и узнаваемость российского высшего образования в мире и внесет порядок в профессиональное сообщество», - подчеркивает ректор Санкт-Петербургского Горного университета.

Принципиально важной является тенденция оценки агентствами не только репутационных позиций всего учебного заведения, но и конкретных специальностей. Сегодня система QS помимо глобального рейтинга ежегодно выпускает предметный, где ведущие университеты ранжируются по 48 направлениям обучения.

«В общих рейтингах должны участвовать только классические университеты, все специализированные могут получить адекватную оценку только в предметных версиях. Это более справедливый и целевой анализ деятельности вуза, так как специалисты оценивают высшие школы именно в рамках своей профессиональной области. Посудите сами, как горных инженеров могут оценить медики или филологи? Поэтому мы поддерживаем именно предметные рейтинги. В них есть такие критерии как достижения науки, цитируемость публикаций. По последнему показателю, на который приходится 15-20% оценки, мы буксуем. Чтобы в этом преуспевать, нужно иметь большой список договоренностей ученых, они должны друг друга помнить и знать. Это теневая часть процесса. Но несмотря ни на что надо совершенствовать в России показатели, по которым мы отстаем», - отмечает ректор Горного университета Владимир Литвиненко.

Исследовательская и научная работа в определенных отраслях может накладывать свои отпечатки на публичные успехи университетов. Так, из-за выполнения обязательств, связанных с соблюдением государственной или коммерческой тайн, не все научные разработки вузов находят отражение в публикациях. Это напрямую влияет на индекс цитируемости. Однако подобные ограничения не помешали в последнем предметном рейтинге QS среди мировых университетов тому же Горному университету занять 16 строчку по специальности «Инженерное дело - добыча полезных ископаемых и горная промышленность».

Одно из весомых преимуществ России в мировой экономике – интеллектуальный потенциал. Рейтинги – это всего лишь способ его представить, как товар на полке магазина. Будем надеяться, что рано или поздно академическое сообщество придет к согласию об основных критериях национальной системы оценки вузов, которая займет достойное место в палитре мировых рейтингов.