Перейти к основному содержанию

Искусство цирка как политическое пугало

Тигр в цирке
© Форпост Северо-Запад

В начале февраля известные российские артисты Эдгард и Аскольд Запашные прибыли в Петербург с новой программой «Эпицентр Мира». Премьеру и последующие шоу в Большом Государственном цирке на Фонтанке сопровождали пикеты активистов, протестующих против жестокого обращения с животными на манеже. Корреспондент «Форпоста» побывал на репетиции и поговорил с Аскольдом Запашным о цирковом искусстве, зоозащитниках и противостоянии с канадским «Цирком дю Солей».

На арену один за другим выскакивают тигры и львы. Десяток огромных кошек с рыком разбегается по манежу, но уже через пару минут они лениво ложатся на бортик, окружающий цирковую площадку. Дрессировщики по очереди подзывают подопечных к тумбам, громко отдавая команды.

В отличие от четвероногих напарников, люди здесь максимально собраны и не выпускают из рук длинные шесты. С их помощью артисты направляют хищников и угощают кусками мяса за выполненные трюки. Звери хорошо справляются с заданиями, и большую часть репетиции с манежа доносится довольное хрумканье. После полутора часов упражнений животные возвращаются в клетки. Сразу по окончании репетиции на трибуну цирка быстро поднимается немного уставший, но вполне энергичный и готовый к вопросам Аскольд Запашный.

Цирк
© Форпост Северо-Запад

Как вы относитесь к тому, что некоторые считают цирк сугубо развлекательным зрелищем, которое нельзя сравнить, к примеру, с театром и другими «высокими» видами искусства?

Безусловно, цирк – это искусство. Всё, что происходит на манеже – фундаментальное искусство представления, корни которого уходят в далёкое прошлое. Это наследие и опыт множества поколений артистов, которые посвятили цирку всю жизнь. Это мелочи и нюансы, в которых разбираются только специалисты.

Обывателю легко утверждать, что цирк — какое-то ненужное зрелище. Но я убеждён, что сторонники такой позиции в принципе не смогут сформулировать, что есть искусство как таковое. Критики цирка просто не понимают и не хотят знать, как он устроен и что стоит за нашей работой.

Прежде всего, цирк – это искусство возможного, шанс показать, на что способен человек. Задача дрессировщика – продемонстрировать, как человек взаимодействует с опасными, внушающими ужас животными, способными убить в два счёта. Но артист не умирает, наоборот, он показывает, как можно любить такого зверя, обнимать, кормить со рта мясом и делать разные трюки. Такова самоцель нашего творчества.

Тигры
© Форпост Северо-Запад

По вашему мнению, с чем может быть связана волна акций против цирковых представлений с животными?

Давайте определимся, кого мы называем зоозащитниками. Я не считаю, что ребята с плакатами «Цирк – это ад для животных» на самом деле хотят помочь зверям. Они поддались моде на общественный протест, но не разобрались, с чем именно решили бороться. Я думаю, что пикетчики просто помогают инициаторам движения набрать политические баллы, получить известность и общественную поддержку. Такой ресурс даёт влияние, финансовые и другие блага. Подобное уже происходит в Европе и других странах.

В этом смысле цирк – удобная мишень, потому что мы открытые, привлекаем к себе внимание миллионов людей, нас удобно атаковать. Есть такое понятие – политическое пугало, и сейчас искусство цирковой дрессировки выставляют вот таким пугалом, на него сбрасывают всю агрессию. Не отрицаю, что в цирках достаточно проблем. Но вектор протестующих направлен не в сторону их решения.

А на что, по вашему мнению, стоило бы обратить внимание активистам, неравнодушным к бедам животных?

Я бы хотел, чтобы они сменили вектор деятельность и начали выступать за действительно важные вещи – создание в городских условиях зон для обитания диких животных, расширение цирковых пространств для большего комфорта четвероногих артистов. Если в России появится подобное движение, я первым в него вступлю.

Я неоднократно пытался вывести «зелёных» на конструктивный диалог, выслушать их аргументы, привести свои доводы. Но они предпочитают фактам голословные обвинения, основанные на нескольких видео, причём одних и тех же: «дрессировщик бьёт обезьянку», «тигр упал в обморок на репетиции» и так далее. Или переходят на оскорбления, а потом сливаются с дискуссии.

Давайте рассуждать логически. Если в цирках действительно такой ад и мы мучаем животных, интернет должен быть переполнен роликами с издевательствами. Почему этого не происходит? Потому что ни один профессиональный цирковой артист не дрессирует с помощью насилия и страха. Запуганные и забитые звери не смогут выступать и делать сложные трюки.

Когда тигр прыгает через горящее кольцо, он не боится кольца, потому что никогда не обжигался. Если зверь испытает боль, он никогда больше не приблизится к кольцу. А если кто-то думает иначе, пусть попробует взять палку и с её помощью заставит трёхсоткилограммового хищника выполнить хоть один самый простой трюк.

Критики цирковой дрессировки часто противопоставляют братьев Запашных канадскому «Цирк дю Солей», где нет номеров с животными. Что вы думаете о таком сравнении?

«Цирк дю Солей» создали оригинальное направление и заняли свою нишу в цирковом мире. Когда канадские артисты пришли на российский рынок, против нас пошла волна протестов. Я не готов обвинять кого-то без доказательств, но по времени эти два события примерно совпадают.

В социальных сетях нам постоянно оставляют сообщения в духе «вы плохие, “Дю Солей” хороший». В конце прошлого года мой брат Эдгард на встрече с президентом Владимиром Путиным призвал не поощрять создание в России постоянной базы для иностранного цирка. После встречи Эдгарда с главой государства мы получили массу сообщений с хэштегом «живодёр». Причем большинство участников травли оказались ботами с пустыми аккаунтами.

Словом, кто-то создаёт образ, что цирк с животными – зло и живодёрня, но есть альтернатива – добрый и замечательный цирк солнца. Похоже на грязную конкурентную борьбу.

Тигрица
© Форпост Северо-Запад

Как на самом деле живут цирковые звери? Как долго они могут выступать, и предусмотрена ли пенсия для четвероногих артистов?

Обычное расписание нашего цирка – четыре репетиции в неделю продолжительностью от одного до полутора часов. График зависит от того, сколько у дрессировщика животных.

Тренировки бывают двух видов – поддержание формы и подготовка молодых зверей. Львы и тигры начинают заниматься с полугодовалого возраста. Они постепенно привыкают к манежу. К двум годам хищники адаптируются к среде и начинают заниматься трюками. Они должны знать маршруты, как вставать на задние лапы, взаимодействовать с другими животными. Третья возрастная группа – взрослые и опытные звери.

Обычно за выступление они выполняют от одного до пяти трюков. Они могли бы и больше, но время работы в манеже составляет 15 минут, поэтому львы и тигры не успевают перетрудиться на арене.

В дикой природе лев живёт в среднем десять лет. В цирке большинство доживает до глубокой старости – 16-18 и более лет. На пенсии звери могут продолжать выступать, но уже не делают сложных трюков. Хищники сами выбирают посильную активность. Как и людям, им нужно двигаться, потому что без движения животное начнёт быстро дряхлеть и болеть.

В нашей группе есть тигр Джастин. В молодости он был очень активный и опасный, но сейчас состарился и стал поспокойнее. Сейчас Джастин продолжает выходить на манеж, но больше для красоты. Обычно мы не отдаём пожилых зверей в зоопарк, и они остаются с нами до самого конца.

Как хищники становятся цирковыми артистами?

Обычно мы покупаем зверей у заводчиков, но нередко животные попадают к нам из неожиданных мест. Часто их буквально приходится спасать.

В труппе Запашных состоят тигр Рики и тигрица Анита. Рики мы нашли в гараже, буквально. Какие-то чудаки купили тигрёнка, побаловались, а когда он подрос – поселили в гараж и не знали, что с ним делать. В итоге Рики попал к нам. Аниту подарили дочке одного чиновника, потом тигрица выросла, и её передали нам.

Мы берём только зверей, которые родились в неволе в третьем-четвёртом поколении. Это делается специально, чтобы не позволять браконьерам продавать детёнышей в цирк.

В заключение хочу сказать, что цирк – это не просто производство впечатлений, это наследие и образ жизни, традиции, которым сотни лет. Именно за эти ценности мы и боремся.

В прошлом месяце участники петербургского движения «Голоса за животных» дважды пикетировали цирк на Фонтанке в связи с шоу братьев Запашных. Акции зоозащитников прошли 2 и 23 февраля. Активисты подчёркивали, что выступают против любой эксплуатации зверей ради развлечений и зрелищ. По мнению волонтёров, Эдгарду и Аскольду Запашным стоит осовременить свою программу и оставить номера с хищниками в прошлом. Также борцы за права животных утверждают, что тигры и львы представляют опасность для посетителей цирка.