Перейти к основному содержанию

Смарфоны вызывают у школьников клиническую депрессию

телефон
© pixabay.com

Законодатели планируют ввести строгие ограничения по использованию в школах мобильных телефонов. Их предлагается полностью запретить либо ввести строгий лимит применения во время учебного дня.

Данная поправка будет рассмотрена Комитетом по образованию Государственного собрания США в апреле. Исключениями могут быть чрезвычайные ситуации, если учитель или врач решат, что наличие доступа к связи важно для здоровья или благополучия ребенка.

Форпост выяснил, чем обусловлена подобная законодательная инициатива, как ее воспринимают в американских школах, и что по этому поводу думают в России.

В отчете некоммерческой организации Common Sense Media, занимающейся продвижением безопасных технологий и средств массовой информации для детей, говорится, что 78% школьников проверяют свои устройства как минимум ежечасно, а 72% подростков чувствуют необходимость немедленно отвечать на текстовые сообщения и другие уведомления. В результате, подростки проводят 5 или более часов в день в соцсетях.

телефон
© pixabay.com

Привязанность молодых людей к мобильным устройствам в первую очередь сказывается на их психическом здоровье.

«В период с 2009 по 2017 год на 60% выросло число пациентов в возрасте от 14 до 17 лет, у которых наблюдается депрессия на клиническом уровне, а среди детей в возрасте от 12 до 13 лет - на 47%. Одна из причин – зависимость от социальных сетей и в целом смартфонов», - аргументирует свою инициативу автор законопроекта, член Ассамблеи демократов Аль Мурацучи.

По его словам, неограниченное использование смартфонами в школах снижает также успеваемость учащихся, способствует «киберзапугиванию» и буллингу.

В Америке и раньше многие учебные заведения запрещали пользоваться средствами связи в своих стенах. В 2009 году такая практика проводилась в 80% школ. Со временем к присутствию мобильных в нашей жизни все привыкли, и эта дола уменьшилась. Но в рамках последних исследований, официально подтвердивших неблагоприятные воздействие телефонов на психику и успеваемость детей, дискуссия снова стала актуальной и зашла речь о повсеместном запрете на уровне закона.

Как реагируют на такие заявления педагоги? Изредка встречаются учителя, которые утверждают, что мобильные приложения помогают их ученикам с выполнением заданий, апеллируют таким термином как «цифровая грамотность».

«Многие школы разрешают учащимся иметь телефоны в целях безопасности, что вряд ли изменится, если перестрелки в учебных заведениях останутся обычным явлением. Но мобильные - это не просто инструменты для экстренных ситуаций. Это также библиотеки, калькуляторы, словари по орфографии и грамматики. По сути, компьютер в кармане», - заявляет отмеченная наградами учительница США Нэнси Барил.

Но такое мнение – исключение. Чаще всего преподаватели выражают беспокойство по поводу того, что дети используют телефоны для мошенничества на экзаменах и во время подготовки домашних заданий, просмотра мультфильмов и фильмов в классе, прослушивания музыки, написания сообщений в твиттер и многого другого.

Подобная многозадачность, например, переключение между несколькими экранами или между экранами и людьми, ухудшает способность ребенка эффективно работать на уроках.

Педагоги не хотят конкурировать с сотовыми за внимание учеников, поэтому все чаще занимают жесткую позицию в этом отношении.

телефон
© pixabay.com

Например, в Коннектикуте директор средней школы Сеймура Джим Фрейнд рассказала, что ввела строгий запрет еще в декабре. С тех пор ученики стали больше успевать по образовательной программе, а в кафетерии стало шумно, так как дети снова начали разговаривать друг с другом в обеденный перерыв, а не переписываться.

«Я никогда не вернусь к разрешению использовать мобильные телефоны», - сказала Сеймура Джим Фрейнд.

До сегодняшнего дня запрет на мобильные было трудно регламентировать, это требовало согласия родителей. Поэтому учителя шли на компромиссы.

Например, в каждой классной комнате устанавливается стенд с кармашками, куда подростки кладут свои устройства перед уроком. В ряде школ поступают еще проще – рядом с дверью ставят один большой ящик. Зашел – положил, на выходе – забрал.

Другой вариант: попросить выключить смартфоны или переключить в режим полета, чтобы не проверять их постоянно. Такой подход рассчитан на сознательность детей, готовых учиться ориентироваться в цифровом мире. Но, очевидно, работает он не так эффективно.

телефон
© pixabay.com

США – не единственная страна, ставшая перед этой проблемой и проводящая исследования в поиске решения.

Во Франции по инициативе президента детям до 15 лет запретили приносить в школы любые гаджеты еще с сентября 2018 года. Нарушителей временно исключают. Соответствующий закон был утвержден национальным собранием Франции.

В Англии и Германии данный вопрос решается индивидуально на уровне каждой отдельного заведения. Там принято мнение, что ученики в школах, где запрещали мобильные телефоны, лучше сдают экзамены.

Ряд российских учебных заведений присоединились к мировой тенденции, однако по совершенно иным причинам. Местные власти Набережных Челнов выступили с инициативой ограничить пользование смартфонами в классах. По словам главы системы образования города Винера Харисова, «на этот шаг вынуждают пойти провокации учащихся в отношении педагогов, которые, к сожалению, стали не редкостью в последнее время».

В сеть попали несколько видео скандалов, где главными героями стали учителя, которые не пускают детей в столовую, толкают или кричат на них. По итогам разбирательств преподаватели увольнялись или получали административные выговоры. Чиновники решили справится с ситуацией путем запрета гаджетов, обязав сдавать подростков телефоны в специальные ячейки на время занятий. То есть в нашей стране в качестве аргумента влияние на образовательную успеваемость и психическое здоровье пока не приводится.

По материалам порталов educationdive.com, wgu.edu и газеты mcall.com.