Санкт-ПетербургПеременная облачность+21°C

«БелАЗ» и Россия выводят сотрудничество на новый уровень

карьерный самосвал
Фото © Форпост Северо-Запад / Инна Метелькова

Беспилотные автомобили могут получить статус полноправных участников движения на российских дорогах к концу 2021 года. Задача разработать законодательство, которое обеспечит безопасность дорожного движения с участием автомобилей с беспилотными технологиями, отражена в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». А вот первые роботизированные карьерные самосвалы уже работают на Черногорском угольном разрезе в республике Хакасия. Их произвела белорусская компания «БелАЗ». Об особенностях создания уникальной тяжёлой техники, новейших разработках и сотрудничестве с высшими учебными заведениями в современных экономических условиях «Форпосту» рассказал заместитель генерального директора по качеству и стандартизации производства предприятия Сергей Лесин.

Что собой представляет компания «БелАЗ» сегодня?

Наше предприятие – единственное в мире освоило серийное производство карьерных самосвалов различной грузоподъёмности, оснащённых тяговым электроприводом. Это те гибридные схемы, которые раньше применялись в военной промышленности, а в последнее время приобрели популярность в области гражданского автомобилестроения.

Если говорить о самых больших машинах, сейчас в работе находится один карьерный самосвал грузоподъёмностью 450 тонн. Его приобрела российская холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз» для эксплуатации в Кемеровской области.

Как при строительстве космических кораблей всегда заранее готовят дублёра, который остаётся на земле, так и у нас на площадке сейчас есть ещё две подобные машины. После того, как мы получим первый опыт эксплуатации новой тяжёлой техники, нужно будет произвести доработки, которые могли быть допущены при производстве. Если, конечно, таковые будут обнаружены. Затем два других карьерных самосвала грузоподъёмностью 450 тонн отправятся к потребителю. Соответствующие переговоры уже ведутся с одним из потенциальных покупателей.

карьерный самосвал
Фото © Форпост Северо-Запад / Инна Метелькова

В чём заключаются конкурентные преимущества «БелАЗа» на мировом рынке?

Я бы выделил три главных конкурентных преимущества. Во-первых, это гибкость. Мы готовы выполнять практически любые капризы заказчика в части комплектации машин. Во-вторых, это меньшая себестоимость добычи, которую получает потребитель при использовании нашей техники. В-третьих, это открытость. Мы принимаем делегации из высших учебных заведений, в частности, из Горного университета Петербурга – показываем наше производство и демонстрируем используемые технологии.

Расскажите о новейших разработках «БелАЗа»?

Сегодня одной из наших главных разработок является создание транспортных средств особого предназначения на альтернативных видах топлива. Компания «БелАЗ» собрала карьерный самосвал грузоподъёмностью 45 тонн, который полностью работает на сжиженном природном газе. Это сделано для того, чтобы улучшить экологическую обстановку на добывающих предприятиях и в странах, где они располагаются. Также применение газа создаёт некий экономический эффект ввиду более низкой цены по отношению к дизельному топливу.

Конечно, следует также сказать о роботизированных системах. В прошлом году мы собрали три единицы тяжёлой техники грузоподъёмностью 130 тонн, которая адаптирована под работу в автономном режиме, позволяющем управлять машиной дистанционно.

Два из трёх таких карьерных самосвалов уже отправились потребителю для проведения эксплуатационных испытаний на Черногорский угольный разрез в республике Хакасия, где работает компания «СУЭК». В настоящий момент завершаются их пусконаладочные работы. Надеемся, что уже в апреле этого года мы сделаем первые шаги в области использования роботизированной тяжёлой техники на территории России.

карьерный самосвал
Фото © Форпост Северо-Запад / Инна Метелькова

Существуют ли аналоги беспилотных карьерных самосвалов, которые планирует производить «БелАЗ»?

Безусловно, мы не первые. Но нужно сказать, что мы первые на постсоветском и европейском пространстве в части практического применения данных технологий. То, что сделано в этой области в мире – это, в основном, Австралия и Канада. На других континентах такие машины никогда не использовались. Ну и, опять же, мы предлагаем беспилотники по более выгодной цене – это одно из главных преимуществ «БелАЗа». Плюс, мы обладаем большей гибкостью и готовностью разрабатывать подобные системы под любую грузоподъёмность.

Как «БелАЗ» видит сотрудничество с вузовской наукой?

Говоря о сотрудничестве с высшими учебными заведениями, я бы хотел отметить, что идея подобного взаимодействия пришла к нам ещё в 2017 году. В этой области мы планомерно реализуем «дорожную карту». Конечно, нас, в первую очередь, интересуют те вузы, которые имеют горнодобывающий профиль. Первой ласточкой в рамках этого проекта был Кузбасский государственный университет. Ещё два года назад на его площадке мы открыли две аудитории и утвердили совместную учебную программу, по которой ведётся подготовка студентов. Далее был Уральский государственный университет в Екатеринбурге, а затем – Горный университет в Петербурге. В последнем мне посчастливилось побывать в феврале этого года. И я хочу отметить, что по уровню применяемых научных подходов, оснащённости аудиторий и лабораторий – это, конечно, ведущий инженерно-технический вуз России.

Уже сейчас мы изготавливаем стенды, которые позволяют проводить практические занятия для обучения студентов. В дальнейшем планируем передать университетам техническую документацию, которая поможет преподавателям составить учебные программы с учётом современного уровня развития тяжёлой техники, а студентам получить общее представление об её современном устройстве. Также мы выражаем готовность участвовать в оснащении лабораторий необходимым оборудованием, которое позволит увидеть и потрогать детали и узлы, определяющие работоспособность машин.

карьерный самосвал
Фото © Форпост Северо-Запад / Инна Метелькова

Для нас главная цель сотрудничества с учреждениями образования – осуществить подготовку специалистов, которые будут эффективно использовать нашу продукцию у конечного потребителя. Помимо этого, мы предлагаем свои компетенции для того, чтобы сделать образовательный процесс более интересным и практико-ориентированным. Надеемся, что двустороннее взаимодействие поможет студентам установить связи с производителем техники, понять её особенности и раскрыть весь потенциал своей профессии.

В Петербурге начал работу Центр компетенций в области горнотехнического образования под эгидой ЮНЕСКО. Его главные цели – сформировать единую систему международной профессиональной аттестации и создать условия для мобильности студентов, аспирантов и молодых специалистов. Центр уже объединил большое количество вузов и различных профильных компаний по всему миру. Вы планируете принять участие в этом проекте?

Мы всецело поддерживаем этот проект и планируем более детально обсудить перспективы сотрудничества с его участниками уже этим летом. В рамках форума России и Белоруссии, который пройдёт в июле, будет подписано трёхстороннее соглашение между «БелАЗом», Горным университетом Петербурга и ЮНЕСКО. Это должно стать первым шагом в области современной подготовки и повышения квалификации горных инженеров из разных уголков мира и, в частности, из Северной столицы.

Центр компетенций призван объединить ведущие мировые университеты и горнопромышленные компании для реализации целого ряда задач: создание условий для мобильности студентов, аспирантов и молодых специалистов, унификации образовательных и профессиональных стандартов, формирования единой системы международной профессиональной аттестации на звание «Профессиональный инженер» при наличии производственного опыта работы.

Официальный старт работе Центра компетенций под эгидой ЮНЕСКО дали в Петербурге в феврале 2019 года. В Горном университете тогда состоялось первое Совместное заседание Наблюдательного совета и Совета управляющих Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Председателем Совета управляющих был избран ректор петербургского вуза Владимир Литвиненко. В органы управления вошли представители исполнительной и законодательной ветвей власти, руководители регионов, профильных компаний (СИБУР, ФосАгро, Русснефть), высших учебных заведений России, Германии, Австрии, Финляндии и других государств, а также ЮНЕСКО. В частности, Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, губернатор Югры Наталья Комарова, министр энергетики Александр Новак.

Напомним, ранее «Форпост» рассказал, что «БелАЗ» создаст на базе Санкт-Петербургского Горного университета специализированный центр, предназначенный для подготовки профессионалов в области эксплуатации и обслуживания карьерной техники.