Перейти к основному содержанию

Мясное платье Леди Гаги и кляксы за миллионы долларов: петербуржцам рассказали, как полюбить современное искусство

Лекторий
© Форпост Северо-Запад

Петербургский Планетарий №1 на набережной Обводного канала открыл бесплатный лекторий. В ближайшие два месяца на его площадке горожане смогут послушать лекции о космосе, науке, архитектуре и искусстве. Выступление международного арт-менеджера Алёны Стецюкевич было посвящено последней теме.

Первая встреча в лектории 11 мая собрала около 30 человек. Они разместились в новом павильоне на территории планетария №1 - прямоугольном помещении с прозрачными стенами размером со школьный класс.

Арт-менеджер Алёна Стецюкевич рассказала, что сегодня многие творцы современного искусства успели очень далеко отойти от имитационных форм творчества. В рисунке и живописи на смену традиционным пейзажам и портретам пришли работы, не укладывающиеся в рамки традиционных жанров. Такие произведения могут быть непонятны зрителю и требуют от него интеллектуальных усилий. Но это, по словам Стецюкевич, не умаляет их ценности.

Missing материал.

«Пространственная концепция» итальянского художника Лучо Фонтаны в 2012 году была продана на аукционе за 1,5 миллиона долларов. Творец специализируется на картинах с разрезами, многие из них впоследствии продаются по астрономическим ценам.

Другая особенность арт-объектов – глубокая интеграция с мировым рынком потребления и крупными брендами, сотрудничающими с популярными художниками. В подобных коллаборациях рождаются ограниченные линейки и коллекции продуктов. С одной стороны, такие предметы могут представлять собой повседневные вещи, с другой – ценятся наравне с произведениями традиционного искусства.

Для развития вкуса к произведениям современных творцов Алёна Стецюкевич предложила слушателям посещать выставки, ярмарки и аукционы. Она подчеркнула, что в огромном многообразии этой сферы практически каждый человек сможет найти что-то что совпадёт с его собственным взглядом на жизнь и мироощущением.

Говоря о преемственности, эксперт упомянула о шокирующем платье американской певицы Леди Гага из лоскутов сырого мяса, в котором та дефилировала в 2010 году на церемонии вручении музыкальных наград MTV Video Music Awards. Стецюкевич рассказала, что ещё в 1987 году канадская художница Яна Стербак скроила очень похожий наряд из подтухших кусков сырой плоти. Жутковатое облачение впоследствии прожарили и высушили, сохранив его до наших дней.

Гага из мяса
© Форпост Северо-Запад

Несмотря на схожесть тематики, артистки преследовали разные цели: Леди Гага хотела с помощью эпатажа привлечь внимание к проблемам неравенства и дискриминации меньшинств, тогда как платье Яны Стребак было философским рассуждением на тему взаимоотношений души и тела – художница хотела показать, что наши души носят на себе плоть как одежду.

Отвечая на вопрос о том, зачем коллекционеры приобретают за очень большие суммы странные, непонятные и подчас скандальные произведения, Алёна Стецюкевич назвала главной мотивирующей силой эстетическое удовольствие от таких покупок. По её словам, ценители просто хотят обладать тем, что нравится лично им, а желание выгодно вложить деньги – вторично.

Ещё один вопрос коснулся ценообразования – почему современные произведения, не поражающие зрителя высоким мастерством исполнения, могут стоить тысячи и миллионы долларов? Арт-менеджер рассказала, что на ценник влияет оценка специалистов галерей и предложение покупателей, которые готовы платить хорошие деньги за понравившиеся объекты.

В завершении бесплатной лекции слушателям дали несколько советов, если те решат собрать свою коллекцию предметов современного искусства. Среди рекомендаций – покупать работы начинающих художников, а также тех, кто близок к завершению творческого пути. Первые приобретения обойдутся сравнительно недорого – по словам Стецюкевич, цены на произведения начинающих творцов на аукционах стартуют от двух тысяч долларов.

По окончании доклада гости лектория поблагодарили спикера овациями и быстро разошлись. Однако создалось впечатление, что значительная часть пришедших рассчитывала на несколько иной опыт и надеялась узнать больше о смысле и значении современного искусства, а не о его товарной ценности.

Согласно открытым данным, оборот мирового арт-рынка в 2018 году достиг 67,4 миллиона долларов. Доля России в этом объёме пока остаётся довольно скромной – всего 38 миллионов долларов. Чаще всего произведения современного искусства покупают в Китае - на азиатское государство пришлось около трети всех сделок в этой отрасли.