Санкт-ПетербургПеременная облачность+15°C

Молодёжь не хочет работать в Арктике даже за 270 тысяч в месяц

Арктика
Фото © Виталий Истомин

Более половины студентов технических вузов не связывает своё будущее с работой за Полярным кругом ни при каких условиях. Ещё четверть переедет на Крайний Север лишь в случае крайней необходимости или чрезвычайно заманчивого предложения. В то же время численность местного населения стремительно сокращается. Удастся ли переломить эту тенденцию и привлечь в Арктику человеческие ресурсы, без которых невозможно осуществить амбициозные планы освоения региона?

По оценкам Геологической службы США, в недрах Заполярья может лежать 47 триллионов кубических метров природного газа и 90 миллиардов баррелей нефти. Это около 13% общего объёма неразведанных запасов чёрного золота и почти треть голубого топлива. Аналитики американского Wilson Сenter в своём отчёте «Возможности и вызовы для развития Арктической нефтегазовой группы» прямо указывают на то, что человечество обречено заниматься освоением этих месторождений в связи с сокращением легкодоступных залежей углеводородов и неспособностью других источников энергии заменить их в среднесрочной перспективе.

Арктика
Фото © gazprom-neft.ru

«Арктика представляет собой последний рубеж освоения традиционных углеводородов. Для разработки запасов, лежащих в зоне вечной мерзлоты, и вывода их на рынок может потребоваться ещё 20 лет или более. Использование этих ресурсов в качестве следующего крупного источника глобального энергоснабжения потребует значительных инвестиций и относительно немедленного и широкого расширения геологоразведочной деятельности», - говорится в докладе.

Для того, чтобы освоить природные кладовые Крайнего Севера, требуется огромное число квалифицированных нефтяников, строителей, геологов, представителей ряда других востребованных профессий. Но проблема в том, что они совершенно не заинтересованы ехать «за туманом и за запахом тайги». Например, в советское время заработная плата на предприятиях, функционирующих за Полярным кругом, была в два раза выше, чем в других областях страны. Сейчас этот коэффициент сохранился, но действует лишь применительно к МРОТу. То есть минимальный размер оплаты труда в Арктике – 24 тысячи рублей, а всё остальное – на усмотрение руководства частных компаний.

Арктика
Фото © Виталий Истомин

Нередко выпускники университетов, которые не могут найти вакансию по специальности, предпочитают работать официантами в какой-нибудь забегаловке вместо того, чтобы попробовать реализовать себя за 66-й параллелью. И их вполне можно понять. Суровые климатические условия, отсутствие привычной инфраструктуры, не самая высокая зарплата – эти факторы не способствуют желанию бросить всё и уехать на бескрайние просторы севера.

Каким же образом создать социально-экономический механизм для привлечения в Арктику человеческих ресурсов? Поиском ответа на этот вопрос сегодня занимается группа молодых петербургских учёных, получившая на профильные исследования грант Президентской программы Российского научного фонда.

Горный университет
Фото © Ольга Чуднова

«На протяжении всей истории освоения Арктики миграция являлась одним из важнейших инструментов её развития. Однако сегодня число местных жителей, покидающих, например, Мурманскую область – далеко не самую отсталую в плане инфраструктуры, превышает количество приезжих в среднем на пять тысяч человек в год. Эта динамика на протяжении последнего десятилетия остаётся практически неизменной», - говорит руководитель научной группы, доцент кафедры организации и управления Санкт-Петербургского горного университета Анни Никулина.

Она приводит данные социально-психологической части исследования, которые указывают на то, что высокая заработная плата не станет панацеей от дефицита инженеров. Во главу угла её ставят как раз те молодые люди, которые совершенно точно не поедут жить и работать за Полярный круг. Их финансовые ожидания составляют 270 тысяч рублей в месяц. Запросы тех, кто готов отправиться на Крайний Север, гораздо скромнее – от 150 до 200 тысяч.

Однако помимо финансовой существуют и другие причины, которые заставляют нынешних студентов не рассматривать Арктику в качестве приоритетного варианта для трудоустройства. В числе первоочередных – неразвитость инфраструктуры, суровый климат, опасные условия труда, недостатки медицинского обслуживания.

график
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Для молодых людей очень важен уровень социальной среды, к которому они привыкли, обучаясь в больших городах. Причём, самое главное, судя по результатам опросов, - это наличие физкультурно-оздоровительных комплексов, вокзалов и аэропортов. То есть молодой человек, который готов поехать на Крайний Север или, по крайней мере, допускает такую возможность, должен быть уверен в том, что сможет после работы заниматься спортом, а на выходные или в отпуск ездить домой», - продолжает Анни Никулина.

Руководитель научной группы уточняет, что у мужчин и женщин существует определённая разница в восприятии действительности. Например, около 75% представительниц прекрасного пола назвали необходимым условием для переезда наличие возле будущего места работы гипермаркетов, кинотеатров и парков. Для сильной половины человечества это гораздо менее важно.

график
Фото © Форпост Северо-Запад /

На графике: обеспокоенность неблагоприятными факторами у мужчин и женщин

«Очень интересны результаты анкетирования людей, имеющих опыт работы в Арктике, на предмет соответствия их ожиданий реальности. Единственное, что оправдалось для каждого из них на все 100% - это суровый климат. Социальным пакетом осталось довольно 75% респондентов. Две трети ожидали, что их работа будет более напряжённой. А вот заработная плата почти никого не устроила. Даже среди тех, кто мечтал о заполярной романтике, лишь 9,7% сочли, что получили ровно столько, сколько и планировали», - отметила Анни Никулина.

Судя по предварительным результатам исследования, одним из важнейших факторов, влияющих на удовлетворённость сотрудника своим статусом и местом жительства, является наличие льгот. Речь идёт не о государственных гарантиях, а о программах корпоративной социальной ответственности компаний, которые берут на себя «повышенные» обязательства. Например, не просто оплатить сотруднику, ушедшему в отпуск, проезд в плацкарте, а предоставить ему путёвку в отель на черноморское или средиземноморское побережье. Подобный подход практикуется в ПАО «ФосАгро», флагманское предприятие которой – АО «Апатит», - расположено в Мурманской области. Это немаловажная часть работы в области создания кадрового резерва и мотивации сотрудников к повышению своего профессионального уровня.

Апатит
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Согласно эконометрическим расчётам, мы не сможем преодолеть негативную динамику в том случае, если на государственном уровне не будут приняты новые стимулирующие меры. Факт оттока населения из Заполярья ясно показывает, что существующие государственные гарантии – ранний выход на пенсию, отпуск длиной 56 календарных дней и пониженная продолжительность рабочей недели для женщин (36 часов – ред.) – являются недостаточными. Необходимо внести серьёзные изменения в законодательство, трудовой кодекс, дать рекомендации к программам корпоративной социальной ответственности компаний. Необходимо также более активно строить современные объекты инфраструктуры и жильё, чтобы мотивировать людей, которые хотят самореализоваться в профессии и способны ради этого поехать на Север. Кроме того, непременным условием кадровой политики публичных корпораций должно стать требование об обязательной отработке в Арктике для продвижения по карьерной лестнице. Подобные методы практикуются сейчас в «Газпром нефти» и ещё нескольких компаниях», - резюмировала Анни Никулина.

Владимир Литвиненко: Арктике нужен тринадцатый «майский» Указ Президента

Эксперты считают, что для Арктики не менее важно и создание единой руководящей структуры, которая обладала бы всеми необходимыми полномочиями, в том числе правом вносить предложения по изменению законодательства. В противном случае освоить богатейшую ресурсную базу Заполярья и реализовать фундаментальные для экономического развития России проекты будет весьма проблематично. Ведь сегодня решения, которые принимаются различными министерствами и ведомствами, плохо скоординированы по целям, срокам и масштабам, а потому зачастую противоречат друг другу и далеко не всегда способствуют эффективному развитию региона.

Арктика
Фото © Виталий Истомин