Перейти к основному содержанию

В этот уик-энд «Мёртвые не умирают»

В России начался прокат нового фильма культового режиссёра Джима Джармуша «Мёртвые не умирают» - ироничной зомби-комедии про конец света, которая могла бы стать прорывной, если бы вышла 15 лет назад.

Шериф Клифф Робертсон (Билл Мюррей) и его напарник офицер Рональд (Адам Драйвер) следят за порядком в ничем не примечательном городке Центрвиль, когда там начинают происходить необъяснимые события: сначала солнце отказывается скрываться за горизонтом в положенный час, а затем и мёртвые восстают из могил. В одночасье наступает конец света, который по-разному затронет многочисленных жителей и гостей города в исполнении таких звёзд как Том Уэйтс, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селина Гомес и других.

Missing материал.

«Всё закончится плохо», постоянно твердит герой Драйвера - и он прав. История «Мёртвые не умирают» не про хэппи-энд и даже не про битву живых с мёртвыми - это рассуждение самого автора о том, что ждёт всех нас, если мы не изменим подход к жизни. Зомби здесь не более, чем лицо эпохи потребления, а живые олицетворяют самого автора, который бессилен противостоять современному миру.

К сожалению, актуальная тема теряется за небрежным сценарием. За всеми шутками и старательной актёрской игрой скрываются проблемы драматургического толка: в погоде за пост-иронией «Мёртвые не умирают» потеряли самое важное, что есть в кино: реальность человеческих отношений. Персонажи фильма ни на секунду не сомневаются, что они только лишь персонажи. «Эта песня звучит знакомо», - говорит Шериф Робертсон в самом начале фильма, когда по радио начинает играть знаменитая The Dead Don’t Die Стерджила Симмсона. «Ещё бы!», - отвечает ему офицер Рональд: «Это же наша заглавная тема!». По-началу шутка вызывает улыбку, но на финальных титрах понимаешь, что весь фильм не более чем шутка. А чем отличается хорошая шутка от плохой - в хорошей всегда узнаешь себя. Такого эффекта в фильме не получается - ты следишь за всеми героями и абсолютно им не сопереживаешь. Из-за этого кажется, что и тема фильма подана слишком в лоб и многие шутки используются только ради шутки, и многочисленные отсылки к зомби-классики Джорджа Ромеро вплетены в фильм только, чтобы подчеркнуть знание истории кино самим автором.

Мировая аудитория по-разному приняла фильм: Variety в своей рецензии дала фильму оценку 50 из 100, и это, в целом, отражает мнение большинства критиков: несмотря на то, что тематически фильм может вызвать интерес, реализация оставляет желать лучшего.

В 2004 году на экраны вышла британская зомби-комедия под названием «Зомби по имени Шон» - одна из первых работ режиссёра Эдгара Райта. Она быстро стала культовой именно из-за новаторского подхода к зомби жанру. Для «Мёртвые не умирают» этих 15 лет как будто не существовало: все приёмы давно изобретены, а темы раскрыты. Отсутствие оригинальности зачастую не является проблемой (мы же все ещё смотрим Иронию Судьбы под новый год), но вот отсутствие эмоционального опыта для зрителя - приговор даже для самого высоко-интеллектуального произведения, которым «Мёртвые не умирают» назвать всё-таки сложно.