Санкт-ПетербургПеременная облачность+5°C

Почему немцы назначили за голову горного инженера награду в 30 тысяч рейхсмарок

партизаны
© Общественное достояние

Самая дорогая модель «Мерседес» в Германии стоила в сороковые годы около 20 тысяч, а Опель Капитан – четыре тысячи. Приличное пальто можно было приобрести за сотню, а ботинки – за пятнадцать рейхсмарок. За хороший дом для среднего класса в США после окончания Великой депрессии просили около 15 тысяч долларов, то есть 37,5 тысяч в немецкой валюте, а за престижный автомобиль в пять раз меньше. Что же заставило командующего 18-й немецкой армии объявить в специально выпущенной листовке о вознаграждении «за голову горного инженера» в размере тридцати тысяч?

Речь шла о преподавателе Горного института (сейчас – Санкт-Петербургский горный университет) Сергее Медведеве, который командовал партизанским отрядом, сформированном, в основном, из студентов вуза. Прежде всего, учащихся кафедры взрывного дела. В отличие от ополченцев, защищавших город на Неве с одной винтовкой на троих, ленинградские диверсанты были неплохо вооружены. В военном отделе Свердловского райкома (район в западной части Васильевского острова, существовавший вплоть до 1961 года) им выдали канадские снайперские винтовки, автоматы и даже ручной пулемёт. А накануне перехода за линию фронта, который состоялся 13 сентября 1941 года в районе Гатчины, ещё 300 килограммов взрывчатки.

Операция, после которой немцы окончательно осознали, сколь ощутимый ущерб наносят им партизаны, произошла в ночь с 19 на 20 октября. Тогда отряд устроил подрыв поезда, перевозящего солдат и бронетехнику по магистрали Низовская-Дивенская. Под железнодорожное полотно на глубину около полутора метров было заложено шесть фугасов по 50 килограммов каждый.

война
© Общественное достояние

На фото: подорванный и пущенный под откос немецкий эшелон

«В гравий насыпи лопатки не лезли, пришлось разгребать его руками. Ребята нервничали, но глубже пошла глина. Три шурфа вырыли под наружную часть колеи, три других на значительном расстоянии от первых с внутренней стороны пути. Заложили фугасы, соединили детонирующими шнурами, засыпали шурфы. Во время этих работ по шпалам дороги дважды прошли патрули с фонарями, но ничего не заметили», - вспоминали затем диверсанты.

Состав из 40 вагонов, который и был их целью, после подрыва сошёл с рельсов, а затем продолжил взрываться – это сдетонировали боеприпасы, которые, как оказалось, также перевозили на поезде. В результате, по сообщению разведотдела штаба фронта, погибли не менее 400 немецких солдат и офицеров. А на восстановление движения по магистрали оккупанты потратили шесть суток, работая без перерывов.

До этого эпизода партизаны взорвали несколько железнодорожных и автомобильных мостов на Киевском и Лужском шоссе, уничтожили немецкую авторемонтную мастерскую, обнаружили аэродром, который, благодаря их донесению в центр, был затем разбомблен ВВС Ленинградского фронта. А через несколько недель после своей самой крупной операции, вырываясь из окружения, расстреляли машину, где рядом с трупом полковника нашли секретные документы из штаба Вермахта.

война
© Общественное достояние

На фото: обломки фашистских самолётов, уничтоженных на аэродроме после налёта советских бомбардировщиков по координатам, переданным партизанами

Бумаги передали кадровым фронтовым разведчикам, и, как позднее узнали оставшиеся в живых члены отряда, они оказались бесценны. Это были карты с расположением гитлеровских войск, их численным составом и вооружением, схемы «соотношения сил и средств», оперативные сводки, таблицы позывных для радиосвязи.

«Действия разведчиков высоко оценены Военным советом фронта. То, что удалось полностью раскрыть состав и группировку противника, имело большое значение для дальнейшего планирования и хода боевых действий», - так прокомментировали последнюю (и в отличие от предыдущих – спонтанную) операцию студентов и преподавателей Горного института в разведотделе штаба фронта.

Изначально в этот партизанский отряд было зачислено 35 человек. 18 из них в Ленинград не вернулись. Пятеро были застрелены немцами 21 октября, когда возвращались в лагерь после подрыва нескольких деревянных мостов на Лужском шоссе. Остальные - в ходе дальнейших попыток выйти из окружения. Кто-то подорвался на противопехотных минах, кто-то был застрелен фашистами, шедшими по следам диверсантов, кто-то умер от голода, поскольку пополнить запасы продовольствия оказалось практически невозможно. Группе приходилось отступать, минуя сёла и деревни, по болотам, и питаться лошадьми, на которых перевозили взрывчатку. Последнюю съели ещё в ноябре, а сам рейд в тылу противника завершился лишь 10 декабря, когда за подрывниками прилетели два самолёта, сумевших сесть на лёд Пендиковского озера под Тосно.

партизаны
Фото © Форпост Северо-Запад /

На фото: бывшие партизаны из Горного института после войны

После завершения операции командир отряда Сергей Медведев, тот самый, за голову которого была назначена награда в 30 тысяч рейхсмарок, и начальник его штаба Александр Медведко были награждены орденами Красного знамени. Радист Тараканов и подрывник Клеверов – Красной Звезды. Ещё четверо студентов Горного института стали кавалерами других боевых орденов.

В октябре 1944 года 18-я армия Вермахта, против которой действовали партизаны из ленинградского вуза, была окружена наступавшими частями Красной армии и блокирована в западной Латвии. Полгода, вплоть до окончания Великой Отечественной войны она сохраняла боеготовность и отбила вместе с 16-й армией пять серьёзных попыток ликвидации так называемого Курляндского котла. 10 мая, после капитуляции Германии солдаты и офицеры некогда мощной группировки, которая насчитывала в последней фазе сражений менее 230 тысяч человек, начали сдаваться в плен.