Санкт-ПетербургПасмурно+8°C

Дом, из которого «изгнали дьявола»

дом с мефистофелем
Фото © Форпост Северо-Запад /

Это здание получило широкую известность после того, как с его стен пропал горельеф Мефистофеля. Большинство жителей дома связали это событие со строительством церкви напротив их окон. Мистика, знак свыше или борьба с противниками возведения храма?

В начале 20 века оккультная символика была в моде, поэтому изображения всевозможной нечисти не отпугивали заказчиков и арендаторов, а наоборот - вызывали ажиотаж. Квартиры быстро продавались, здания отмечались наградами и становились памятниками архитектуры. Одним из «певцов» потустороннего мира стал крупный архитектор Петербурга Александр Лишневский. Не столько из личной симпатии, сколько из желания быть в струе.

бес
Фото © Angelius1979, CC BY-SA 3.0

При декорировании творений он регулярно использовал фигуры летучих мышей с человеческими лицами, гаргулий, воронов, вампиров и подобных персонажей. Мастер построил десятки выдающихся зданий в стиле эклектики, совмещающей модерн, готику и средневековые мотивы. С наибольшей охотой он брался за угловые дома. Башня на Пяти углах и Дом городских учреждений на Садовой – его рук дело. Последний, кстати, также весьма богато украшен грифонами, химерами и пауками.

дом городских учреждений
Фото © Олег Токарев, CC BY-SA 4.0

Здание на Лахтинской улице под номером 24 называют вершиной творчества зодчего, но до недавнего времени оно вызывало интерес разве что у историков архитектуры и краеведов. При общей концентрации «бесовщины» в декоре петербургских домов, оно не казалось исключительным. Скульптуры чумного доктора и Мефистофеля с распростертыми крыльями на уровне седьмого этажа замечали даже не все прохожие. Пока напротив них не появился крест…

дом с мефистофелем
© Общественное достояние

Вообще эта история получила огласку несколько раньше. На улице, где якобы раньше жила Ксения Блаженная, решили построить церковь в ее честь. Жители близлежащих домов неустанно выражали недовольство на протяжении всего строительства храма. Среди причин возмущавшиеся называли появление трещин в домах (ведь сооружение возвели вплотную, а не обособленно), уничтожение части сквера, преграждение проезда для спецтехники в случае пожара. Но самое главное, местное население не желало, чтобы под окнами «отпевали покойников и толпились гадалки». Безбожники или реалисты?

Митинговали, писали письма в различные инстанции, даже разбирали строительный забор. Акции протеста в какой-то момент привели к заморозке работ, но спустя некоторое время они были возобновлены с новой силой. В 2015 году состоялось освящение купола. А на следующий день вандалы сбили горельеф злого духа.

Это вызвало скандал, причем весьма неоднозначный. С одной стороны, здание со всеми деталями представляет бесспорную историческую, культурную и художественную ценность. С другой стороны, жители дома с ностальгией стали называть фигуру демона «ангелом-хранителем» их жилища: оно практически не пострадало во время блокады, в нем не случалось сильных пожаров и жестоких преступлений. Озвучивали версию, что демоническая фигура слеплена с портрета Федора Шаляпина в образе Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуано.

дом с мефистофелем
Фото © Форпост Северо-Запад /

Праправнучка архитектора и вовсе написала в соцсетях: «Это убийство, господа! Вы убийцы! Кувалдой по лицу».

В скором времени вандалы были найдены – ими оказались бездомный предприниматель с активной религиозной позицией и его знакомый альпинист. Их объявили подозреваемыми, а позже взыскали штраф в размере 664 тысячи рублей.

Восстанавливать горельеф будут за счет городского бюджета или резервного фонда правительства. Компания, занимающаяся реставрацией исторических памятников, ориентировочно оценила работы в 7 миллиона рублей, уточнив, что сумма не конечная.

дом с мефистофелем
Фото © Форпост Северо-Запад /

Вся эта история войны с мистическим памятником вряд ли удивила бы самого архитектора. Первые возмущения относительно «дома с дьяволом» появились еще в 1914 году, то есть через 3 года после завершения строительства. Тогда в журнале «Архитектурно-художественный еженедельник» аноним писал: «Хочет ли господин Лишневский сказать, что жители апартаментов его нового дома на Лахтинской улице смотрят на нас с той же демонической задумчивостью, за которой последует ярость и ненависть? <…> Лаконичный и верно продуманный фасад дома он дополнил фронтоном с демоном, готовым взлететь и накрыть нас предчувствием невзгод. И это в год юбилея Александро-Невской лавры».

Зодчий был известен своим вспыльчивым нравом. И регулярную критику в свой адрес редко воспринимал хладнокровно. Известен случай, когда по одному из его домов пошли трещины, и приглашенный на осмотр депутат городской думы бросил, что «я бы такому архитектору не доверил и сарай строить». После небольшой перепалки Лишневский схватил «за грудки» оппонента, а затем и вовсе подрался с ним.

Ссора с коллегой по цеху Алексеем Бубырем, который обвинил его в нечестной борьбе за выгодный заказ, закончилась вызовом на дуэль. Поединка не произошло, но слава о характере мастера шла не меньшая, чем о его увлечении потусторонними мотивами.