Перейти к основному содержанию

Дом, из которого «изгнали дьявола»

дом с мефистофелем
© Форпост Северо-Запад

Это здание получило широкую известность после того, как с его стен пропал горельеф Мефистофеля. Большинство жителей дома связали это событие со строительством церкви напротив их окон. Мистика, знак свыше или борьба с противниками возведения храма?

В начале 20 века оккультная символика была в моде, поэтому изображения всевозможной нечисти не отпугивали заказчиков и арендаторов, а наоборот - вызывали ажиотаж. Квартиры быстро продавались, здания отмечались наградами и становились памятниками архитектуры. Одним из «певцов» потустороннего мира стал крупный архитектор Петербурга Александр Лишневский. Не столько из личной симпатии, сколько из желания быть в струе.

Missing материал.

При декорировании творений он регулярно использовал фигуры летучих мышей с человеческими лицами, гаргулий, воронов, вампиров и подобных персонажей. Мастер построил десятки выдающихся зданий в стиле эклектики, совмещающей модерн, готику и средневековые мотивы. С наибольшей охотой он брался за угловые дома. Башня на Пяти углах и Дом городских учреждений на Садовой – его рук дело. Последний, кстати, также весьма богато украшен грифонами, химерами и пауками.

Missing материал.

Здание на Лахтинской улице под номером 24 называют вершиной творчества зодчего, но до недавнего времени оно вызывало интерес разве что у историков архитектуры и краеведов. При общей концентрации «бесовщины» в декоре петербургских домов, оно не казалось исключительным. Скульптуры чумного доктора и Мефистофеля с распростертыми крыльями на уровне седьмого этажа замечали даже не все прохожие. Пока напротив них не появился крест…

Missing материал.

Вообще эта история получила огласку несколько раньше. На улице, где якобы раньше жила Ксения Блаженная, решили построить церковь в ее честь. Жители близлежащих домов неустанно выражали недовольство на протяжении всего строительства храма. Среди причин возмущавшиеся называли появление трещин в домах (ведь сооружение возвели вплотную, а не обособленно), уничтожение части сквера, преграждение проезда для спецтехники в случае пожара. Но самое главное, местное население не желало, чтобы под окнами «отпевали покойников и толпились гадалки». Безбожники или реалисты?

Митинговали, писали письма в различные инстанции, даже разбирали строительный забор. Акции протеста в какой-то момент привели к заморозке работ, но спустя некоторое время они были возобновлены с новой силой. В 2015 году состоялось освящение купола. А на следующий день вандалы сбили горельеф злого духа.

Это вызвало скандал, причем весьма неоднозначный. С одной стороны, здание со всеми деталями представляет бесспорную историческую, культурную и художественную ценность. С другой стороны, жители дома с ностальгией стали называть фигуру демона «ангелом-хранителем» их жилища: оно практически не пострадало во время блокады, в нем не случалось сильных пожаров и жестоких преступлений. Озвучивали версию, что демоническая фигура слеплена с портрета Федора Шаляпина в образе Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуано.

дом с мефистофелем
© Форпост Северо-Запад

Праправнучка архитектора и вовсе написала в соцсетях: «Это убийство, господа! Вы убийцы! Кувалдой по лицу».

В скором времени вандалы были найдены – ими оказались бездомный предприниматель с активной религиозной позицией и его знакомый альпинист. Их объявили подозреваемыми, а позже взыскали штраф в размере 664 тысячи рублей.

Восстанавливать горельеф будут за счет городского бюджета или резервного фонда правительства. Компания, занимающаяся реставрацией исторических памятников, ориентировочно оценила работы в 7 миллиона рублей, уточнив, что сумма не конечная.

дом с мефистофелем
© Форпост Северо-Запад

Вся эта история войны с мистическим памятником вряд ли удивила бы самого архитектора. Первые возмущения относительно «дома с дьяволом» появились еще в 1914 году, то есть через 3 года после завершения строительства. Тогда в журнале «Архитектурно-художественный еженедельник» аноним писал: «Хочет ли господин Лишневский сказать, что жители апартаментов его нового дома на Лахтинской улице смотрят на нас с той же демонической задумчивостью, за которой последует ярость и ненависть? <…> Лаконичный и верно продуманный фасад дома он дополнил фронтоном с демоном, готовым взлететь и накрыть нас предчувствием невзгод. И это в год юбилея Александро-Невской лавры».

Зодчий был известен своим вспыльчивым нравом. И регулярную критику в свой адрес редко воспринимал хладнокровно. Известен случай, когда по одному из его домов пошли трещины, и приглашенный на осмотр депутат городской думы бросил, что «я бы такому архитектору не доверил и сарай строить». После небольшой перепалки Лишневский схватил «за грудки» оппонента, а затем и вовсе подрался с ним.

Ссора с коллегой по цеху Алексеем Бубырем, который обвинил его в нечестной борьбе за выгодный заказ, закончилась вызовом на дуэль. Поединка не произошло, но слава о характере мастера шла не меньшая, чем о его увлечении потусторонними мотивами.