Санкт-ПетербургЯсно-5°C

Деньги vs идеи, или кризис российского кино глазами петербургских экспертов

кино
© Общественное достояние

Споры о состоянии отечественного кинематографа не утихают уже несколько лет. Кинокритики заявляют о недостаточности идей и плохих сценариях, режиссёры – о нехватке денег для съёмок. В причинах кризиса российского кино вместе с Экспертным клубом Петербурга разбирался корреспондент «Форпоста».

Киноиндустрию топят непрофессионалы

Одной из важнейших причин кризиса в отечественном кинематографе петербургские эксперты назвали недостаточно профессиональных режиссёров, сценаристов и некомпетентных руководителей кинокомпаний и студий, одобряющих съёмки картин. По словам заслуженного артиста России, сценариста и режиссёра Александра Строева, некоторые начальники киностудий в Петербурге вообще не читают сценарии, которые им присылают для одобрения.

«Студии снимают примерно раз в пять лет какие-то несчастные фильмы, желательно на двух актёров в одном помещении. Ну или вообще на природе, чтобы не арендовать помещение. Как так может быть?», - спросил он.

Артист отметил, что руководители студий не хотят заниматься продвижением отечественного кино - «никому ничего не надо и никому ничего не интересно».

«Всё, что пытаются “протащить” редактора, все фильмы, которые можно было бы снять – всё обречено на провал», - добавил Строев.

Кроме того, по мнению артиста, большое влияние на качество фильмов оказывают частные кинокомпании, которые снимают картины для извлечения прибыли. В погоне за деньгами упускается один из важных моментов – идейная составляющая, поскольку в таких студиях зачастую сидят бизнесмены, а не творцы.

«Как только началось продюсерское кино и сериалы, искусство умерло. Всё. Потому что люди, которые этим занимаются, считают, что они знают всё лучше режиссёра и артистов кто должен играть, снимать, писать сценарии. Поэтому я считаю, что всё дело в продюсерах», - заявил Строев.

Строев
Фото © Экспертный клуб Петербурга

Актёр российского кино и сериалов Яков Шамшин поддержал такую точку зрения.

«К сожалению, сейчас в кинематограф пришло большое количество непрофессионалов. Они без профильного образования, без каких-либо навыков и, возможно, даже способностей, почему-то решают различные вопросы. И они могут что-то решать благодаря связям. Сейчас наблюдается рост актёров массовых сцен, которые хотят называться актёрами, но не желают получать соответствующее образование. Всё абсолютно непрофессионально», - добавил он.

Европейские трансгендеры и Америка в кальсонах

Режиссёр и кинокритик Иван Диденко считает, что сейчас кинематограф постепенно уходит на дно не только в России, но и в Америке и других западных странах. И дело вовсе не в деньгах.

«Всё кино чувствует себя сегодня плохо. Не в финансовом смысле, а в идейном. Европейское кино тоже не знает куда податься, поэтому про трансгендеров снимают и так далее. В американском кино все в трусах и кальсонах бегают и народ развлекают. То есть, кризис жанра и того, о чём нужно высказываться, он в принципе везде. Вопрос в том, что на России он сказывается больше», - заявил критик.

По его словам, фильмы стали меньше воздействовать на аудиторию, а интернет оттягивает зрительское внимание.

«Сегодня кино перестало быть оружием. У нас хорошо делают то, что может воздействовать на врага – стреляет, летает, ползёт. Оно не рассматривается государством как идеологическое оружие, соответственно, к нему не применяются какие-либо повышенные требования. Пропала планка качества, которая задавалась», - рассказал Диденко.

Он также отметил, что со времён Советского союза кино изначально позиционировали как товар. А товар нужно продавать. Кроме того, люди настолько изголодались по качественным фильмам, что если они видят хотя бы какой-то намёк на творчество, то они просто восхищаются этими произведениями.

Доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Алексей Гусев уверен, что мировой и российский кинокризис проявляется в недостатке определённых навыков и «мозгов». Он добавил, что отечественные фильмы стараются быть похожими на блокбастеры, которые снимали лет 20-30 назад на Западе. А в странах Европы, наоборот, снимают бытовые истории о людях, как это делали в Советском союзе.

Экспертный Клуб Петербурга
Фото © Экспертный Клуб Петербурга

Господдержка фильмов: за и против

Большинство петербургских киноэкспертов заявили, что авторское кино больше всего нуждается в поддержке государства. А вот заведомо окупаемые кинокартины должны существовать только на коммерческой основе.

«Фильмы, у которых мало шансов окупиться, будь то артхаус, авторское кино или эксперимент, вот туда пусть и вкладывают», - отметил один из присутствующих в зале.

Александр Строев добавил, что киноиндустрия как оружие – один раз сделал товар и можно много раз его продавать. Однако в России такой механизм не действует - в том числе из-за системы проката, когда сети кинотеатров решают, что показывать, а что - нет.

Коррупция и распил

Режиссёр-документалист Иван Бортников во время обсуждения поделился историей из жизни, которая показывает, куда уходят выделяемые государством миллионы рублей.

«Режиссёру Владу Куракину дали грант на миллион рублей, чтобы снять документальный фильм “Противостояние” про обманутых дольщиков. На тот момент он уже полгода занимался съёмкой этой картины за свои деньги. В итоге он вместо миллиона получил только 600 тысяч рублей. Остальные 400 где-то затерялись наверху. Потом оказалось, что нужно арендовать камеры у какой-то аффилированной фирмы, хотя у него было оборудование», - объяснил он.

По мнению Бортникова, кризис отечественного кино заключён в людях, которые получают деньги на хорошие фильмы, но финансы оседают в чужих карманах.

«Если вы не встречались с распилом, то киньте в меня камень», - призвал режиссёр.

Напоследок доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Алексей Гусев заявил, что жители России хотят смотреть хорошее и качественное кино. И оно существует - у студентов режиссёрских факультетов есть масса идей. Государство тоже заинтересовано в поддержке хороших картин, но в самой киноиндустрии что-то пошло не так, и до конечного потребителя доходят далеко не все качественные произведения.