Перейти к основному содержанию

Что важнее для работодателя - бренд вуза или качество конкретного выпускника?

Правительство планирует увеличить количество иностранных студентов вдвое. За несколько лет их число в отечественных вузах должно увеличиться до 420 тысяч человек. Об этом на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже заявил министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков.

Как потенциальные студенты, не знакомые с российской высшей школой, будут делать выбор в пользу того или иного учебного заведения? Согласно распространенной мировой практике, родители и молодые люди опираются на места вузов в рейтингах. Но какие взять за основу – глобальные (общие) или предметные (в рамках определенной отрасли), ведь результаты в них зачастую сильно разнятся?

«К рейтингам целый ряд вопросов. Есть определенная неудовлетворенность от того, что в глобальном чарте производится оценка вузов, занимающихся различными областями. Классические университеты, отраслевые, экономические, инженерные… Перед ними стоят абсолютно разные по значимости для развития страны задачи, и оценочные показатели для них не могут быть унифицированы. Ну как сравнить по эффективности консерваторию, политехнический институт и медицинский университет?

С другой стороны, представьте себе вуз, который, например, заточен на подготовке кадров для картофелеводства. Участников предметного рейтинга в этом секторе – меньше сотни. Он всегда в ней будет, а в глобальном «состязании» никогда не займет высокой позиции. Поэтому в идеале крупному вузу необходимо участвовать в общем ранжировании для определения своего места в мировой системе высшего образования, при этом стремиться к высоким местам по наиболее сильным направлениям в предметных рейтингах», - подчеркивает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. К слову, вуз является участником проекта «5-100», в рамках которого государство выделяет дополнительные субсидии на повышение конкурентоспособности российской высшей школы.

Missing материал.

«Для российских вузов пока характерно очень скромное присутствие в международных рейтингах, что сказывается на престиже государства в целом, а также на научно-образовательных предпочтениях потенциальных студентов и сотрудников, как отечественных, так и зарубежных. Отражает ли этот показатель действительную состоятельность российских вузов – вопрос отдельный, но с подобным положением нельзя не считаться. Для мировой общественности и экспертных кругов не важно то, что мы сами о себе думаем, ностальгируя по «золотому веку» отечественного образования. А значимо то, как обстоят дела сегодня, в том числе и в отображении различных авторитетных рейтингов», - говорит президент Ухтинского государственного технического университета Николай Цхадая.

Missing материал.

Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев рекомендует осторожно относиться к результатам любых чартов.

«Главный рейтинг для вуза – это его студенты и выпускники. Мы прекрасно знаем, что рейтинговые агентства – это частные фирмы, которые в первую очередь хотят получить свои дивиденды. В зависимости от логики построения и взаимодействия с теми вузами, которые потом войдут на эти позиции, идет формирование результатов. Крупные университеты готовы платить за этапы прохождения тестирования и анкетирования. Там много нюансов, которые требуют затрат от учебного заведения. И зачастую небольшой, но сильной вуз не в состоянии найти эти деньги. Поэтому, на мой взгляд, очень важно ориентироваться на выпускников и студентов. Если они пользуются стабильным спросом на рынке труда и постоянно двигаются в своем карьерном росте, это скажет об уровне университета гораздо больше, чем его общий удельный вес в мировом образовательном пространстве», - считает Игорь Максимцев.

Missing материал.

К разговору об объективности: один из главных критериев престижного китайского глобального рейтинга ARWU – наличие нобелевских лауреатов, работающих в данном заведении в настоящее время. Например, более 25 лет в том же Политехе работал Жорес Алферов, и вуз занимал хорошие позиции. В этом году академик ушел из жизни, и университет тут же просел в рейтинге. Безусловно, премия - великая заслуга, но ее наличие или отсутствие не умаляет работу всего учебного заведения.

По словам регионального директора рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS, Великобритания) по Восточной Европе и Центральной Азии Зои Зайцевой, в ряде стран по всему миру менеджеры по персоналу мониторят предметные рейтинги при приёме сотрудников на работу. Когда в компанию приходит выпускник с университетским дипломом, кадровики смотрят, есть ли альма-матер соискателя в рейтингах по той или иной области знаний.

Российско-Британский сырьевой диалог
© Форпост Северо-Запад

«В силу специфики нашего бизнеса (корпорация занимается производством и сбытом синтетического каучука, латексов, МТБЭ, а также разработками в сфере биотехнологий, - ред.), мы заинтересованы в узких специалистах по определенным направлениям. Университетов, которые обучают подходящих для нас кадров, не так много. Мы прекрасно знаем, где и каких специалистов готовят, какие направления в них наиболее сильные. В целом бренд всего вуза имеет значение, если речь идет о мононаправленном учебном заведении, отраслевом. Условно выпускника Института органической химии сразу можно вести на собеседование ко мне, а не в отдел персонала. В то же время выпускников Омского нефтехимического колледжа можно брать только операторами, а чтобы стать начальником смены им потребуется еще лет 5 дополнительной подготовки», - подчеркнул председатель Совета директоров АО «ГК «Титан» Михаил Сутягинский.

Сутягинский
© Форпост Северо-Запад

Стоит отметить, что компании все реже подходят к поискам кадров по формальным признакам, исключительно ориентируясь на дипломы и грамоты. Многое зависит и от самого человека – его навыков и опыта, способности адаптироваться к тому или иному производству.

«Для производственных компаний приоритетными критериями в оценке вуза являются именно уровень специалистов, глубина их погружения в профессию и готовность немедленно приступить к работе в условиях конкретного производства. Кроме того, при оценке эффективности того или иного вуза мы исходим из собственного опыта взаимодействия с учебным заведением и опыта интегрирования в структуру компании его выпускников. Так, подавляющая часть инженерного и руководящего корпуса нашего флагмана – АО «Апатит» – выпускники Горного университета. Поэтому лидерским позициям, которые он занимает в предметном рейтинге авторитетного исследовательского агентства Quacquarelli Symonds по горно-инженерному делу, удивляться не приходится», - подчеркнул первый заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро» Евгений Новицкий.

Новицкий
© Форпост Северо-Запад

Судя по опросу, в рамках которого «Левада-центр» поинтересовался мнением более 1000 компаний, в России действительно все меньше значения придается престижности вуза. Основными критериями выбора сотрудников стали компетенции кандидатов (59%), опыт работы (50%), полученная квалификация (48%), специализированные знания (41%) и способности к работе в определенной (зачастую узкой) области (41%). На общую репутацию учебного заведения обратили внимание лишь 11% респондентов.

Дмитрий Василенко
© Форпост Северо-Запад

«Был у Аркадия Исааковича Райкина монолог о молодых специалистах. Приходит один из них на производство, и начальник ставит ему задачу – забудьте дедукцию, давайте продукцию. Каждому работодателю нужен эффективный работник, владеющий и навыками профессии, и теоретической подготовкой, то есть кругозором и способностью воспринимать новое. Но как сегодняшним предпринимателям найти такого, на что ориентироваться? Если только на бренд вуза, то тогда узкопрофильный специалист – кот в мешке. Ведь университет может одновременно готовить отличных юристов и никудышных журналистов, классных архивариусов и плохих айтишников. А если международное признание есть у той или иной специализации, то это своего рода знак качества, поставленный на конкретный товар на полке, а не на магазин в целом, простите за такое бытовое сравнение. Тем более, когда речь идет о продвижении нашей образовательной системы за рубежом. Так, анголец, который будет через несколько лет добывать алмазы, на этапе выбора вуза хотел бы понимать, где самая лучшая именно минералогическая школа в России. А мозамбикец – где лучший именно нефтяной факультет. И Мозамбик, и Ангола это также должны понимать и просить у Россотрудничества квоты конкретно на эти вузы. Мое мнение – нашим университетам обязательно необходимо вычленять один или два своих ударных направления», - отметил первый зампредседателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации ФС РФ Дмитрий Василенко.

К слову, крупнейшая компания по найму HeadHunter проанализировала 20 тысяч вакансий и 9 тысяч резюме, чтобы определить, выпускников каких вузов работодатели ценят более всего. Результатом масштабного исследования стал не просто длинный список аббревиатур университетов от 1 до бесконечности, а перечень определенных знаковых факультетов.