Санкт-ПетербургПеременная облачность+0°C

Петербуржцы, готовьтесь: почему тарифы на капремонт будут только повышаться

счета, квитанция
Фото © Форпост Северо-Запад /

С Нового года минимальный взнос за капремонт в Петербурге вырос в два раза. Смольный предупреждал об этом в ноябре 2019 года, но, видимо, информация дошла не до всех. Уже в январе, после получения «обновлённых» квитанций, петербуржцы начали писать возмущённые посты в соцсетях, а оппозиционеры – требовать отмены постановления правительства о росте тарифов. Между тем, городские власти уже заявили, что размер взноса за капитальный ремонт каждый год будет только расти. И попытались объяснить, почему.

В 2019 году в городе на Неве прошли выборы. Новоизбранный губернатор, а тогда ещё кандидат Александр Беглов обещаний давал немного, зато все они были очень амбициозными. У чиновника, согласно его программе, был план увеличить петербургский бюджет до триллиона рублей и повысить уровень жизни горожан. Средние зарплаты должны уже в первом году нового десятилетия достигнуть показателя в 70 тысяч рублей. Отдельно команда чиновника и на тот момент врио градоначальника делала акцент на обещании сдержать рост коммунальных тарифов. О том, что цены удалось обуздать, петербуржцам даже сообщили на обновлённых квитанциях.

Но выборы прошли, а жизнь продолжилась. Уже в январе жители Петербурга с удивлением обнаружили, что с 2020 года должны платить взносы на капитальный ремонт в два раза выше тех, к которым привыкли. К чести городского правительства отметим, что эта статья расходов не входит в понятие коммунальных тарифов, которые обещали сдерживать, а о необходимости поднять взносы горожан предупреждали ещё в ноябре, хоть и не очень активно.

Примерно в то же время в Смольном приняли решение сократить долю участия городской казны в капремонте. Дело в том, что ремонтный фонд формируется за счёт двух линий поступления средств — взносов горожан и петербургского бюджета. Идеальным считается пропорция 60% на 40% соответственно. Однако в 2019 году, при разработке главного финансового документа Северной столицы, с поправки губернатора было принято решение о сокращении субсидии на капремонт почти на три миллиарда. В 2020 году власти направили на это только 4,3 миллиарда рублей, а затем в два раза подняли плату для горожан.

Несмотря на такую комбинацию, ожидается, что объём средств, направляемых в фонд, вырастет с 9,5 до 13,2 миллиарда рублей. Большие ресурсы очевидно ускорят темпы выполняемых работ. По планам властей, в 2020 году обновят около тысячи лифтов (в 2019 году было 800), 549 крыш (в 2019 — 471), увеличат число капитально отремонтированных фасадов и инженерных систем. И при всём этом фонд всё равно продолжит отставать от своих же планов более чем на 30%.

Программу капитального ремонта в Петербурге приняли в 2014 году (в тот же год в городе прошли губернаторские выборы). Экспертная группа тогда посчитала, что оптимальным взносом стоит считать 16 рублей с квадратного метра. Чуть позже выяснилось, что единого тарифа вывести не получится, поскольку разрыв между суммами, которые нужны для приведения в порядок хрущёвок и реконструкции исторических зданий, оказался слишком большим.

капремонт
© Общественное достояние

Члены той же группы решили, что горожане не должны платить за капремонт в таком впечатляющем объёме. Цену заметно уменьшили, а после политическое решение принял тогдашний губернатор Георгий Полтавченко - и дополнительно снизил размер платежа. С тех пор взнос хоть и рос, но оставался в пределах четырёх- пяти рублей за «квадрат».

По официальным данным, первые два года владельцы квартир относились к новой статье расходов скептически и часто пренебрегали необходимостью платить. Однако уже в 2016 году петербуржцы смогли собрать в общую ремонтную «копилку» 3,3 миллиарда рублей, а город добавил 5,1 миллиарда. Дальше ситуация развивалась стабильно: вкладывались и горожане, и Смольный, но соблюсти собственный план по выполняемым работам в фонде так и не могли.

Летом 2019 года, во время «нулевых слушаний» городского бюджета, Жилищный комитет к имеющимся показателям просил прибавить ещё 4,4 миллиарда рублей. Финансовый комитет тогда возражал, что средств на такие заявки нет, а во втором по значению городе страны взносы на капремонт считаются одними из самых низких. Например, в Москве за метр платят более 18 рублей.

Похоже, в итоге Смольный решил взять пример со столицы и поднял расценки по данной статье более чем на 40%. И останавливаться на этом он не планирует.

Советник губернатора по вопросам ЖКХ Владислав Воронков во время обсуждения увеличения цен заявил, что первые годы «облегчённых тарифов» были нужны, чтобы приучить горожан платить за капремонт. И добавил, что процесс роста тарифов — неизбежен.

Всё из того же проекта городского бюджета на 2020 и плановые периоды 2021 и 2022 годов следует, что сокращать субсидии на капремонт Петербург ежегодно планирует на один миллиард рублей. Для того, чтобы компенсировать такую арифметику, горожанам придётся платить по 16 рублей за квадратный метр уже с 2021 года.

Примечательно, что вся история партнёрского финансирования фонда капремонта городом и петербуржцами очень напоминает ситуацию с ростом транспортных тарифов. Там власти также решили сократить субсидии за счёт повышения цен для пассажиров. И если ездить в метро без покупки жетона или «Подорожника» довольно проблематично, то не платить «кусающиеся» квитанции петербуржцам, как выяснилось, гораздо проще - к началу 2019 года горожане задолжали фонду 1,3 миллиарда рублей. Часть этих платежей всё ещё пытаются «выбить» через судебных приставов, часть уже не могут получить вовсе, ведь после трёх лет неуплаты квитанции «обнуляются». Ожидается, что рост размера взносов ситуацию усугубит, а количество должников - увеличит.

Во многом такое отношение объясняется тем, что в ремонтной программе значатся тысячи домов, а ремонтируют только сотни. Многие петербуржцы в принципе не верят в возможность помощи им этим фондом.

Сдержать темпы роста тарифов и взносов могли бы помочь выборы, ведь они всегда благоприятно влияют на сдерживание цен, но их в Петербурге не предвидится.