Санкт-ПетербургЯсно-2°C

Четыре тысячи евро в месяц названы недостаточным стимулом для работы в Арктике

Арктика
Фото © Истомин Виталий

Россия и Норвегия планируют реализовать несколько совместных проектов, связанных с привлечением рабочей силы в Заполярье. Таковы итоги Международной конференции «Арктические рубежи», которая прошла в Тромсё. Её основным отличием от форумов прошлых лет стала минимизация тревожных заявлений об «усилении российского военного присутствия на Крайнем севере» и концентрация на проблемах, связанных с изменением климата и необходимостью остановить исход населения из региона.

Последствия глобального потепления в первую очередь отражаются именно на Арктике, ледники которой в последние годы тают более интенсивно, чем раньше, что ведёт к повышению уровня мирового океана. Об этом в ходе своего выступления говорила глава МИД Норвегии Эриксен Сёрейде, приведшая в качестве доказательства Шпицберген. В прошлом году температура там была выше средней на 3,3 градуса, причём её рост на архипелаге фиксируется уже тридцать лет подряд.

В связи с этим практически все спикеры, среди которых были политики, военные, учёные и бизнесмены государств, входящих в Арктический совет, подчёркивали необходимость резкого снижения объёма выбросов в атмосферу углекислого газа. Например, норвежские участники дискуссий рассказали о том, что правительство Страны фьордов собирается сократить их к 2030 году на 40%, а финские – о том, что власти Суоми планируют достигнуть климатического нейтралитета самое позднее через 25 лет.

Арктические рубежи
Фото © Alberto Grohovaz/Arctic Ftontiers 2020

В то же время 85% опрошенных представителей промышленности согласились с тем, что изменение климата открывает новые возможности для бизнеса, в том числе, позволяет сократить расходы на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых. Однако для того, чтобы воспользоваться благоприятной конъюнктурой необходимо решить сразу несколько задач. Главная из них – привлечь в регион дополнительные человеческие ресурсы.

«Крайний север на протяжении всей своей истории прогрессировал за счёт миграции, которая была важнейшим инструментом реализации любого арктического проекта. Сегодня мы наблюдаем прямо противоположенную картину – число уезжающих из Заполярья превышает количество приезжих. Привлечь компетентных специалистов, которые могли бы занимать должности инженеров, или перспективную молодёжь не удаётся даже высокими зарплатами, что создаёт серьёзный дефицит на рынке труда и оказывает негативное влияние на развитие региона. Причём такая ситуация наблюдается не только в России, но и у наших соседей», - говорит доцент кафедры организации и управления Санкт-Петербургского горного университета Анни Никулина, получившая грант Президентской программы Российского научного фонда на исследования в этой области.

С ней полностью согласен другой делегат конференции - эксперт административного Совета округа Норрботтен, расположенного на севере Швеции, Нильс-Улаф Линдфорс. Он рассказывает, что в этом регионе, рядом с городом Кируна находится самая большая железорудная шахта в Европе. Средняя заработная плата там (в переводе на рубли) составляет около 190 тысяч, но дефицит кадров от этого меньше не становится.

Кируна
Фото © Johan Arvelius

«Тема привлечения или удержания имеющихся человеческих ресурсов и молодежи на севере Швеции так же актуальна для нас, как и для России. Только в отличие от вашего случая, в Швеции молодежь даже за 4 тысячи евро не поедет работать в Арктику. Поэтому нам, конечно же, необходимо объединять усилия и совместно работать над тем, чтобы нивелировать данную проблему», - говорит г-н Линдфорс.

Представитель норвежской консалтинговой фирмы Salt Яннике Фалк-Андерсон подтвердила, что на её Родине существуют схожие трудности. Для того чтобы их устранить эксперты компании изучают возможности развития малых прибрежных общин, в том числе за счёт сбора информации об ожиданиях местного населения от экспансии горнорудных компаний. Топ-менеджеры последних имеют возможность ознакомиться с результатами исследования и лучше понять ментальность своих потенциальных или действующих сотрудников.

Арктические рубежи
Фото © Alberto Grohovaz/Arctic Ftontiers 2020

«Я изучала восприятие горной промышленности основными вовлеченными группами или так называемыми стейкхолдерами в двух арктических городах Норвегии - Киркенесе, где добывают железную руду, и Квалсунде, где производят медь. Когда я задавала вопрос о хранении хвостов горных предприятий во фьордах, все однозначно выступали «против». В то же время большинство респондентов относятся к деятельности профильных компаний в целом позитивно, считая, что они способствуют социально-экономическому развитию общества. Их вывод - нетронутая природа не является более важной, чем создание новых рабочих мест», - рассказала г-жа Андерсон.

Она также отметила, что хотела бы наладить сотрудничество с российскими учёными, которые занимаются схожей проблематикой. Тем более что её компания не ограничивает свою географию одной лишь Норвегией и ведёт изыскания также в Мурманской области.

Арктика
Фото © Истомин Виталий

«Мы наладили хорошее взаимодействие с предприятиями российской рыбной промышленности в области снижения уровня загрязнения Баренцева моря пластиком. Это привело нас несколько лет назад в Териберку (село на побережье Кольского полуострова – ред) и вдохновило распространить нашу работу по устойчивому развитию сообществ на Россию. Как мне кажется, партнёрство с Горным университетом в её рамках было бы весьма перспективным», - считает представительница Норвегии.

Ещё один совместный проект петербуржцам предложил специалист Центра окружающей среды и дистанционного зондирования имени Нансена Игорь Езау, который планирует изучать влияние климата и окружающей среды на социально-экономическое состояние города Апатиты в Мурманской области. А вот делегация Фарерских островов оказалась на саммите «белой вороной» - у этого автономного округа, входящего в состав Дании, нет никаких проблем с привлекательностью. А значит и особенной потребности в партнёрстве с другими арктическими державами. Правда, секретом своего успеха фарерцы охотно делятся.

Арктические рубежи
Фото © Alberto Grohovaz/Arctic Ftontiers 2020

«На восемнадцати Фарерских островах отлично развита система общественного транспорта. У нас хорошие автомобильные дороги, порты и аэропорт, то есть созданы максимально комфортные условия как для внутренней логистики, так и для поездок в материковую Европу и обратно. Для населения, чья численность не превышает 50 тысяч человек, проведён лучший скоростной интернет в мире. Ежегодно к нам приезжают тысячи туристов, волонтёров и студентов. Причём не только в Торсхавн, но и в другие города. При этом общество автономии открыто для внешней среды – местное население радушно встречает гостей, в том числе коммерсантов, которые хотят открыть здесь новый бизнес. Для нас нет понятия «приезжий» - мы всем рады. И в этом состоит главная причина, по которой нам не приходится думать о кадровом голоде», - пояснила мэр фарерской столицы Анника Олсен.

По мнению Анни Никулиной, основная причина нехватки человеческого капитала в российской Арктике - именно недостаточный уровень развития инфраструктуры. Ведь молодёжь, которая могла бы стать драйвером нового витка истории Заполярья, обучаясь в больших городах, привыкла к определённой степени комфорта. И не хочет отказываться от него ни за какие деньги.

Арктические рубежи
Фото © Форпост Северо-Запад / Alberto Grohovaz/Arctic Ftontiers 2020

«Согласно моему исследованию, самое важное для молодых людей, которые допускают вероятность работы на Крайнем севере - это наличие физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном и тренажёрным залом, а также аэропорта или хотя бы железнодорожного вокзала. То есть ребята хотят быть уверенными в том, что смогут после работы заниматься спортом, а на выходные, если захотят – поехать домой. В том случае, если работодатель не готов предложить хотя бы этот минимальный мотивационный пакет, то его шансы на качественное пополнение кадрового резерва не слишком высоки», - резюмирует Анни Никулина.

Нет сомнений в том, что одной из наиболее динамично развивающихся отечественных компаний, имеющих интересы в Арктике, сегодня является «НОВАТЭК». Во многом это стало следствием высокой социальной ответственности руководства корпорации. Так, в прошлом году её глава Леонид Михельсон и губернатор Мурманской области Андрей Чибис подписали соглашение о сотрудничестве, которое предполагает закупку новой диагностической и лечебной техники для больниц и финансирование работ по модернизации дорог на Кольском полуострове на сумму свыше 320 млн рублей. Ещё более значительные инвестиции предусмотрены в инфраструктуру Ямало-Ненецкого автономного округа, где находится флагманское предприятие «НОВАТЭКа» – завод «Ямал СПГ». В обновлённом рейтинге наиболее комфортных для проживания субъектов Российской Федерации он занял двенадцатое место, уступив пальму первенства в споре арктических регионов лишь Югре.