Перейти к основному содержанию

Союз архитекторов Петербурга: СКК рационально восстановить по историческим чертежам

Культурная общественность города на Неве требует возрождения разрушенной спортивной арены с учётом особенностей оригинального проекта

С момента обрушения спортивно-концертного комплекса «Петербургский» прошло около месяца. Ситуация, в которой оказалось уникальное произведение советских конструкторов, вызвала негодование у горожан и большую тревогу в профессиональных кругах — специалисты говорят об опасности полной утраты объекта, чьи инженерные решения и находки сравнимы по значимости с Эйфелевой башней и туннелем под проливом Ла-Манш. О перспективах воссоздания строения «Форпосту» рассказал вице-президент петербургского Союза архитекторов Святослав Гайкович.

По его словам, в начале разработки плана реконструкции СКК существовало несколько концепций. Одни из них предполагали сохранение здания с проведением внутренней перепланировки и необходимой модернизации, чтобы подготовить площадку к событиям Чемпионата мира по хоккею 2023 года. Например, такой проект предлагал главный архитектор московского проектного института «Арена» Дмитрий Буш. Другие инициативы предусматривали полный снос и возведение нового стадиона.

«Мы считаем, что заказчик отдал предпочтение второму варианту и бросился уничтожать здание. Его спешку можно объяснить желанием успеть разрушить СКК до того, как его могли бы признать памятником исторического и культурного наследия», — отметил Гайкович.

Архитектор обратил внимание на странное совпадение — арена обрушилась в день 40-летия с момента ввода в эксплуатацию. По закону охранный статус присваивают зданиям, построенным не менее 40 лет назад.

«В таких вопросах случайностей не бывает. Пакет документов о внесении СКК в перечень объектов исторического наследия подготовили ещё в прошлом году, но но формально сдать документы не представлялось возможным, поскольку подпись о сдаче стадиона поставили именно 31 января 1980 года», — подчеркнул вице-президент петербургского Союза архитекторов.

Говоря о перспективах возрождения спортивно-концертного-комплекса, Святослав Гайкович отметил, что оригинальные чертежи существуют, но где они сейчас находятся, неизвестно.

«СКК спроектировали в институте ЛенЗНИИЭП архитекторы Алексей Морозов и Олег Курбатов. Архитектором стал Николай Баранов. В настоящее время институт закрылся, а создатели арены навсегда нас покинули. Тем не менее, есть специалисты, хорошо знакомые с объектом и способные восстановить его по историческим планам. Документы такого масштаба не могут исчезнуть бесследно, поэтому отстроить комплекс вполне возможно», — рассказал Гайкович.

По словам архитектора, даже с учётом масштабных разрушений здания наиболее рационально было бы восстановить его по советскому проекту — из-за его исключительной эффективности в использовании ресурсов.

«Почему СКК так знаменит — в нём круг диаметром 100 метров перекрыли чрезвычайно малым количеством материала. Мембрана и ванты были невероятно экономичны, для них требовалось в три-четыре раза меньше металла, чем при обычном сооружении балочного типа такого же размера», — объяснил Святослав Гайкович.

Вице-президент Союза архитекторов отметил, что чудо инженерной мысли оставалось неочевидным для большинства горожан из-за характерного советского дизайна здания.

«Архитектура откровенно советская, публичного пристрастия к ней не было, но она всё равно очень хороша. После того, как комплекс обвалился, журналисты стали сравнивать его с Колизеем в Риме — по причине разрушений. Но, говоря образно, и в начале своего существования это действительно был Колизей, причём не менее гениальный, чем его исторический прародитель», — рассказал Гайкович.

По его словам, лучшим выходом из сложившегося кризиса для ответственных за восстановление комплекса было бы создать команду проектировщиков, найти грамотных конструкторов и отстроить арену по историческим чертежам в её конструктивной части, внеся в проект все необходимые новые требования
для проведения соревнований должного масштаба..

«Заказчику нужно унять амбиции и учесть желание культурной публики Петербурга. Нашему городу необходимо достойно поучаствовать в международному чемпионате, но не менее важно при этом не разбрасываться достоянием национальной культуры и инженерной мысли», — подытожил архитектор.

Святослав Гайкович также выразил надежду на грамотное расследование причин обрушения комплекса с учётом того, что в результате происшествия погиб один из рабочих.

Заявление представителя Союза архитекторов Петербурга прокомментировали в ООО «СКА-Арена», которое занимается реконструкцией комплекса на условиях концессии.

«На сегодняшний день разработка проектной документации для нового здания на месте СКК находится в ведении компании “Горкапстрой”. По нашей информации, решение о том, применять или не применять конструкторские наработки оригинального проекта арены, пока не принято», — сообщили «Форпосту» в организации.

В «СКА-Арене» также опровергли предположение архитекторов о поспешном намерении снести здания СКК, подчеркнув, что демонтажные работы велись согласно ранее составленному плану.

«Мы считаем, что заявления о спешке и намеренном сносе комплекса некорректны. На объекте велись плановые мероприятия», — подчеркнули в компании.

В петербургском комитете по инвестициям подтвердили, что концессионный договор со «СКА-Ареной» остаётся в силе, и предложили уточнить вопрос о перспективах восстановления СКК по оригинальным чертежам в комитете по охране памятников (КГИОП). Там, в свою очередь, попросили отправить запрос на предоставление данной информации.

Напомним, 31 января 2020 года спортивно-концертный комплекс «Петербургский» обрушился на 80% во время работ по демонтажу крыши. В результате погиб рабочий, 29-летний Матвей Кучеров.

Его тело несколько часов искали спасатели. По факту гибели возбудили уголовное дело по 216 статье УК РФ (нарушение правил безопасности при проведении строительных или иных работ, повлекшие смерть человека). После инцидента губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что решение закрыть СКК было правильным. Гендиректор ООО «СКА Арена» Игорь Забиран сообщил журналистам, что демонтаж всегда предполагает обрушение здания. С момента обвала конструкций в Северной столице прошло несколько пикетов и митинг. Активисты потребовали отстроить сооружение по историческим чертежам и привлечь к ответственности заказчика работ в лице «СКА-Арена».