Санкт-ПетербургПеременная облачность+18°C
$ЦБ:70,88ЦБ:80,41OPEC:43,44

Конкуренция среди продуктовых магазинов становится опасной для петербуржцев

конкуренция
Фото © Из открытых источников

В минувшую среду оператор торговых сетей Spar и «Народная 7Я семьЯ» ООО ТД «Интерторг», занимавший четвертое место в рейтинге продовольственных ритейлеров Петербурга, объявлен банкротом. Компания, зашедшая в свое время на освободившиеся площади нескольких свернутых розничных проектов, сама оказалась в ситуации распродажи активов в рамках арбитражного конкурсного производства. Что происходит на петербургском рынке продуктовой розницы, и почему свободная конкуренция приводит к катастрофическому снижению качества товара?

Доля «Интерторга» в регионе по оценке УФАС достигала в 2015 году 11,8%. Потом она несколько снизилась, но вплоть до конца 2018 года стабильно держалась на уровне около 10%. Компания опережала такие ключевые бренды как «Дикси» и «Магнит», а отставание от «ОКей», который замыкает тройку лидеров, не превышало одного процентного пункта.

Еще в середине октября прошлого года гендиректор и собственник сети Михаил Абдуллаев в интервью РБК выражал уверенность, что банкротства удастся избежать. При этом бизнесмен признавал наличие проблем, которые, по его словам, начались из-за резкого сокращения периода отсрочки в контрактах с поставщиками. Напомним, что пересмотр договорных условий стал следствием принятия поправок в «Закон о торговле» в 2016 году.

Бардак в SPAR
Фото © pikabu.ru

Бухгалтерская отчетность предприятия за 2018 год обращает внимание на целый комплекс финансовых предпосылок банкротства. В частности, как отрицательный сигнал можно рассматривать снижение рентабельности основных средств с 10,5% в 2016 году до 3,2% в 2018-м, сопровождавшееся значительным ростом их балансовой стоимости (до 4,5 млрд рублей на начало 2019 года). С того же 2016 года у «Интерторга» начали уменьшаться выручка и чистая прибыль.

Судя по динамике финансовых обязательств, развитие бизнеса происходило за счет стремительного наращивания долгов. При этом входящий денежный поток по основной деятельности в течение двух лет оставался практически неизменным, а вот оплата поставщикам и подрядчикам выросла с 70,8 до 72,6 млрд рублей. Так что к сокращению периода отсрочки от поставщиков добавились рост закупочных цен и снижение торговой маржи.

интерторг
Фото © Форпост Северо-Запад / Евгения Абукина

Конкуренция в ритейле сильно обострилась после резкого ослабления рубля в конце 2014 года. Подорожание импортной продукции вынудило тогда торговые сети искать пути оптимизации бизнес-моделей. Главными факторами в соревновании крупных игроков за место под северным солнцем стала борьба за скидки от поставщиков и удешевление логистики.

В Петербурге это сражение проходит наиболее остро, поскольку малый бизнес (не связанный с франшизой) уже фактически вытеснен, и крупным «хищникам» приходится соперничать друг с другом. Доля сетей здесь намного выше, чем, например, в Москве или в среднем по России.

Антимонопольная служба оценивает масштаб присутствия крупных торговых сетей в петербургской продуктовой рознице в 91%. По оценке Росстата, сети занимают в Северной столице чуть меньше – 81% продовольственного ритейла. Для сравнения, в Москве этот процент равен 30-ти, в Новосибирской области - 47,9%, в Свердловской - 42,7%, в Краснодарском крае (на родине «Магнита») - 30,9%, а в Приморском - всего 4,5%. Средний показатель по стране – 38,6%, а на втором месте поле Петербурга находится Томская область с результатом 63,3%.

Безусловным лидером как в целом по стране, так и в центре Северо-Западного федерального округа является X5 Retail Group, владеющая брендами универсамов «Пятерочка», супермаркетов «Перекресток» и гипермаркетов «Карусель». Удельный вес группы на рынке СПб к 2018 году достиг 27,03%. Это выше антимонопольного порога в 25%, после которого вводится запрет на открытие новых магазинов.

пятёрочка
Фото © vk.com/burstonelink

Возможно, этот запрет приостановит экспансию X5. Иначе в скором времени мы могли бы услышать о сворачивании других заметных участников рынка. Анализ, представленный антимонопольным ведомством, констатирует непрерывное сокращение в течение четырех лет доли в реализации продовольственных товаров в СПб у трех операторов: «ОКей» (с 15,75% до 10,96%), «Ашана» (с 3,8% до 1,8%) и «Призмы» (с 3,01% до 1,88%).

Сложности у «Окей» начались в 2015 году, когда из-за снижения покупательской способности населения особенно актуальным стал формат дискаунтера, который у компании тогда был только в планах на запуск (магазины «Да!»). Прошла смена гендиректора, и новый руководитель объявил, что будет работать над улучшением закупочных условий. Тем не менее, в 2017 году «Окей» был вынужден сфокусироваться на гипермаркетах и договориться с X5 Retail Group о продаже лидеру рынка 32-х магазинов меньшего формата, в том числе 18-ти в Петербурге. В них потом были открыты «Перекрестки».

«Ашан» и «Призма», как и голландский бренд Spar, представляют европейские бизнес-модели. «Ашан» входит во французскую «Ассоциацию семьи Мюлье», а «Призма» лидирует в Финляндии. Падение потребительского спроса в последние пять лет коренным образом изменило правила игры, и видимо приемлемые для «сытого» европейского рынка подходы начали приводить к отставанию в России.

магазин продукты на Хасанской
Фото © gov.spb.ru

У нас предпосылкой успеха является не развитие технологий персонализации взаимодействия с покупателем, как на западе, а минимизация затрат на персонал, логистику и аренду недвижимости. Часто и эти меры не позволяют удержаться на плаву. Тогда предпринимателям, в том числе сетевым, приходится делать в ценовой войне следующий шаг – переходить к торговле фальсификатом (продукцией с измененной рецептурой) или просрочкой. А магазины шаговой доступности, чтобы окупить высокую аренду помещений и дорогую алкогольную лицензию, вынуждены пускать на поток ночную продажу спиртного.

«Невидимая рука» свободной конкуренции подвела российский продовольственный рынок к опасной черте. Сворачивать деятельность приходится тем, кто более других щепетилен в вопросах качества товара. И ведь нет другого выхода из этой опасной ситуации кроме резкого повышения покупательной способности потребителей. Иначе соревнование «затянутых поясов» в ритейле обернется печальными откровениями медицинской статистики.

фальсификат
Фото © Stevepb