Санкт-ПетербургПасмурно+2°C

Вытеснит ли «Веста» новый «Соларис» с петербургского рынка

Новый соларис
Фото © Обновленный "Соларис" gov.spb.ru

«Форд Фокус» в прошлом году стал безусловным фаворитом продаж в сегменте подержанных автомобилей в Петербурге. По данным агентства «Автостат» он удерживает почти 4% рынка, такого нет больше нигде в России. Новые «Фокусы» поначалу тоже были в топе, но Всеволожский завод закрылся, и первые российские производители иномарок по полному циклу ушли с нашего рынка легковых автомобилей. Нынешний флагман петербургского автопрома «Хёндэ» развивается в фарватере, заданном «Фордом». Не ожидает ли его та же участь?

Не политические санкции, а появление более дешевых конкурентов, в частности «Хёндэ Соларис», стало причиной остановки завода во Всеволожске. Американцам пришлось свернуть свой бизнес, несмотря на то, что уровень локализации там был выше, чем на любом из трех оставшихся предприятий Северо-Западного автомобильного кластера («Хёндэ», «Ниссан», «Тойота»).

«Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», следуя за «Фордом», собирается к концу 2021 года начать в Северной столице производство двигателей для своих автомобилей. Это намерение было подтверждено на недавней встрече посла Республики Корея в России Ли Сок Пэ с губернатором региона Александром Бегловым. Запуск нового производства лежит в русле политики Минпромторга РФ, стимулирующей автопроизводителей закупать комплектующие отечественного изготовления.

Завод Хендэ в Сестрорецке
Фото © Завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» Пётр Иванов

Для этого иностранным концернам предоставляются значительные налоговые льготы. В частности, специнвестконтракт, заключенный с «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» в конце позапрошлого года, предусматривает обнуление ставок налога на прибыль, и освобождение от налогообложения движимого имущества.

Основные параметры будущего завода озвучивались городским правительством еще в начале октября прошлого года, по итогам переговоров вице-губернатора Евгения Елина с представителями корейской стороны. Тогда же было сказано, что государство помимо налоговых льгот возьмет на себя обеспечение завода инженерной инфраструктурой и подъездными путями. На это предполагалось ассигновать около 600 миллионов рублей. В отчете о последней встрече корейского посла с губернатором прозвучало, что вопросы по строительству дороги и подготовке производственной площадки уже решаются, правда, о сроках не упоминалось.

Что же получит город от появления на его территории нового предприятия? По словам его гендиректора О Сынгхуна, налоговые отчисления за 15 лет достигнут 85 млрд рублей. Столь значительный временной промежуток взят, видимо из-за того, что в течение первых лет серьезной выгоды от этого проекта Петербургу точно ждать не приходится. Вложенные корейцами деньги будут возвращаться им через недополученные казной суммы по налогам на прибыль и имущество. Значительные поступления возможны по налогу на добавленную стоимость, но, как известно, он полностью распределяется в федеральный бюджет.

Юбилейный Соларис 3
Фото © gov.spb.ru

Остается налог на доходы физических лиц. Уже объявлено, что на новом производстве создадут 500 рабочих мест. При зарплате 70 тысяч рублей в месяц сборы НДФЛ достигнут за год 54,6 млн рублей. Следовательно, для компенсации потраченных бюджетом на инфраструктуру 600 миллионов потребуется весь заводской НДФЛ за десять с лишним лет.

Остается еще эффект от развития производства автокомпонентов, но эти заказы могут уйти в другие регионы. Сообщалось, что уровень локализации увеличится в связи с открытием завода двигателей примерно на 10% (до 60%). Только, среди предполагаемых поставщиков комплектующих, корейцы в первую очередь называют Ульяновский и Горьковский автозаводы. Таким образом, это направление также не сулит какого-то особенного эффекта для региона.

Попробуем оценить, как могут измениться в ближайшие годы конкурентные позиции «Хёндэ» в России. Сейчас это второй в РФ после «АвтоВАЗа» автомобильный завод по объемам производства. Пока он на этой позиции достаточно устойчив, но менеджмент уже не первый год закладывает плановое годовое снижение выпуска. В 2018 году произвели 247,8 тысяч автомобилей, в 2019 – 245 тысяч. При этом план перевыполнен на 2%. Значит, предполагали примерно минус 4%.

В 2020, по информации на официальном сайте концерна, запланировано произвести 230 тысяч автомобилей, то есть количество единиц готовой продукции сократится уже почти на 6%.

Лада Веста
Фото © "Лада Веста" ladaizhevsk.ru

Главным конкурентом «Хёндэ» в России можно назвать «Ладу Весту». Как считает эксперт автомобильного рынка Сергей Новосельский, повышение уровня локализации основного продукта концерна – модели «Соларис» - повысит его привлекательность на фоне роста цен на продукцию «АвтоВАЗа».

Обновленный «Солярис» уже презентован и доставлен дилерам. Его минимальная цена 765 тыс. рублей. Зайдя на сайт «Лады» можно убедиться, что вполне качественная «Веста», детище британского дизайнера Стива Маттина, стоит от 332 тысяч рублей.

«Весту» начали выпускать в 2015 году. Бу Инге Андерсон, который занимал тогда пост президента «АвтоВАЗа», рассуждая о перспективах модели, заявил о намерении вернуться с ее помощью на рынки Москвы и Петербурга, а также серьезно нарастить экспорт. Спустя четыре года его планы начали осуществляться. В 2019 году за пределы страны продано уже около 50 тысяч автомобилей концерна. В основном это модели «Гранта» и «Веста», которые занимают соответственно первое и второе места по объемам продаж в России в прошлом году.

Более сильные позиции у «Хёндэ» на рынке кроссоверов. Среди моделей корейской марки лидером роста в 2019 году стал «паркетник» «Крета». Ему мог бы составить конкуренцию тольяттинский «Икс Рэй», но его продажи по сравнению с 2018 годом упали почти на 6 тысяч штук. В результате «Крета» опередил конкурента в 2,4 раза.

Популярность кроссоверов растет, и здесь «Хёндэ» может закрепить преимущество, но без успешного недорогого седана или хэтчбека класса «В» сложно конкурировать в массовом сегменте. В прошлом году продано более 111-ти тысяч машин «Лада Веста» и только 58 тысяч «Соларисов». Возможно приверженцы корейской модели ждали рестайллинга. На чьей стороне окажется решающий перевес сил будет ясно уже по итогам этого года.