Санкт-ПетербургПеременная облачность+9°C
$ЦБ:76,46ЦБ:90,36OPEC:39,53

Зачем автор лунохода изобрёл боевой «ползолёт»

Кемурджиан
© Общественное достояние

Имя «отца» космической робототехники долгие годы оставалось засекреченным. Слава к создателю лунохода, марсохода и других фантастических аппаратов пришла только после распада СССР. В его честь даже назвали астероид.

Александр Кемурджиан родился в 1921 году во Владикавказе. Он постоянно что-то мастерил, выдумывал невероятные машины и механизмы. Тогда никто и подозревать не мог, что детское хобби сделает мальчика знаменитым на весь мир конструктором.

В 1939 году юноша решил «штурмовать» Московский Авиационный Институт, однако нехватка мест в общежитии вынудила его вернуться домой. В 1940 году, наконец, поступил в МВТУ имени Баумана на танковый факультет. С началом войны он предпринял множество попыток попасть на фронт, но ему раз за разом отказывали. «Белый билет» объяснялся крайне слабым зрением. В 1943 году благодаря упорству молодой человек получил необходимые справки о годности к службе. Его боевой путь начался на Курской дуге, затем следовали освобождение Украины, Белоруссии, Польши. 3 мая 1945 года Александр Леонович участвовал во взятии немецкого города Бад-Доберан в Померании.

После демобилизации Кемурджиан восстановился на обучение в «режимный» вуз. После его окончания молодой специалист получил направление в ленинградский ВНИИ-100 (ВНИИтрансмаш). Надо отметить, что основной профиль данного предприятия – бронетехника, поэтому его деятельность, как в советское время, так и сегодня, была засекречена. Распределение на работу в институт получали единицы.

Карьера идет в гору: в 1959 году инженер становится начальником отдела новых принципов движения. А дальше Александр Леонович словно цитирует одного из персонажей юмористической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:

«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».

ползолет
© Общественное достояние

Последующие 5 лет ученый посвятил созданию боевой разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке, которую назвали «ползолётом». Необычный танк мог вместить до 12 солдат и был рассчитан на преодоление болот, бездорожья и водных акваторий. Рассматривался даже вариант использования в Антарктиде. Спустя годы подобная техника появилась и в войсках, и в промышленности. Однако изобретатель, заложив основы их конструирования, был направлен уже на следующий проект. Еще более амбициозный…

Кемурджиан стал руководителем работ по созданию самоходных автоматических средств передвижения по поверхности Луны. В течение 10 лет он занимался разработкой основ проектирования робототехнических транспортных машин космического назначения. Иными словами, планетоходами. Перед исследователями стояла задача, относящаяся на тот момент к разделу научной фантастики.

луноход
© Общественное достояние

Первые “прорисовки” внешнего вида Лунохода. Из отчета ВНИИтрансмаш 1964 года.

Каков грунт на других планетах? Как должен двигаться агрегат? Как им дистанционно управлять? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, сотрудникам института пришлось не только придумать и создать машины, но и провести их испытания на Земле - смоделировать вакуум, температурные перепады и гравитационные условия тех объектов, для работы на которых они были предназначены. Были задействованы полигоны в Ленобласти, Белоруссии, Крыму, в песках Средней Азии и на Камчатке.

луноход
Фото © Rumlin, Википедия

Испытания макетов луноходов под Симферополем в 1969 году.

В своих воспоминаниях, опубликованных уже в постсоветский период, Александр Леонович рассказал интересный эпизод, произошедший возле вулкана Шивелуч. Вертолет, который должен был доставить ученых на испытательную площадку, чуть не разбился и произвел аварийную посадку. Второго в свободном доступе не оказалось. После длительных переговоров его выделил «Аэрофлот», но без топлива. Местные чиновники просили подождать пару недель – как раз ждали танкер с бензином. Для полноты картины: поездка засекречена, луноход уже находился на полигоне, а необходимость группы людей в экстренном порядке лететь к вулкану объясняла наскоро выдуманная легенда.

Доведенный до отчаянья Кемурджиан обратился к военным с просьбой выделить бензин. Буквально на следующий день появился человек со следующим предложением: 25 тонн бензина и тонна масла за 10 тысяч рублей наличными. Цена вдвое превосходила государственную. Конструктор провел сутки за междугородними звонками и телеграммами и нашел требуемую сумму. Без расписок, чеков и документов он отдал поистине «космические» по тем временам деньги первому встречному, и риск оправдал себя на все 100%. Топливо было получено, испытания прошли успешно. Уже в 1970 разработанный и созданный в СССР «Луноход-1» на самоходных шасси впервые в мире был доставлен на Луну, где он благополучно выполнил поставленную задачу по исследованию поверхности. Успех «любимого лунного трактора» (как выразился в одной из песен Высоцкий) в 1973 году повторил «Луноход-2». Следующий подобный аппарат высадился на спутник только спустя 40 лет, и на нем было написано «Made in China».

луноход
© Общественное достояние

Посол Лавров (СССР) открывает тематическую выставку в Инженерно-промышленном институте Амстердама.

Оригинальность конструкторской мысли не знала предела. Именно в ВНИИ-100 под руководством Кемурджиана появился первый в мире марсоход. Прибор определения проходимости Марса, или сокращенно ПрОП-М, должен был перемещаться на двух лыжах. Такая система объяснялась отсутствием сведений о поверхности планеты. Аппарат для исследования поверхности Фобоса двигался прыжками. Дело в том, что сила тяжести спутника Марса в 2000 меньше земной, и ученым пришлось придумывать совершенно необычный способ движения агрегата.

чернобыль
Фото © IAEA Imagebank, Википедия

Опыт ученого по созданию дистанционно управляемого транспорта был использован при ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Через две недели после катастрофы Александр Леонович побывал на АЭС. Оценив ситуацию и условия работы техники, он вернулся в Ленинград и в сжатые сроки создал специализированного робота СТР-1. Он включал в себя самоходное шасси с приборами и оборудованием, радиотелевизионный комплекс для дистанционного управления и бульдозерный отвал для дезактивации территории.

чернобыль
© Общественное достояние

Два таких робота более 200 часов расчищали завалы на кровлях 3-его аварийного энергоблока. Они удалили свыше 90 тонн радиоактивных материалов. Это позволило исключить привлечение к труду в опасных зонах около 1000 человек.

Долгие годы Кемурджиан оставался неизвестным широкой публике - свои научные статьи он публиковал под псевдонимами – Александров, Леонович или Углев. Но когда гриф секретности с его проектов был снят, к инженеру и конструктору пришла мировая известность. Так, в 1997 году Международный астрономический союз назвал в его честь астероид, а международный биографический центр в Кембридже включил его в книгу «Выдающиеся люди 20 века».

Кемурджиан
Фото © Ivak.spb.ru