Перейти к основному содержанию

Зачем автор лунохода изобрёл боевой «ползолёт»

Кемурджиан
© Общественное достояние

Имя «отца» космической робототехники долгие годы оставалось засекреченным. Слава к создателю лунохода, марсохода и других фантастических аппаратов пришла только после распада СССР. В его честь даже назвали астероид.

Александр Кемурджиан родился в 1921 году во Владикавказе. Он постоянно что-то мастерил, выдумывал невероятные машины и механизмы. Тогда никто и подозревать не мог, что детское хобби сделает мальчика знаменитым на весь мир конструктором.

В 1939 году юноша решил «штурмовать» Московский Авиационный Институт, однако нехватка мест в общежитии вынудила его вернуться домой. В 1940 году, наконец, поступил в МВТУ имени Баумана на танковый факультет. С началом войны он предпринял множество попыток попасть на фронт, но ему раз за разом отказывали. «Белый билет» объяснялся крайне слабым зрением. В 1943 году благодаря упорству молодой человек получил необходимые справки о годности к службе. Его боевой путь начался на Курской дуге, затем следовали освобождение Украины, Белоруссии, Польши. 3 мая 1945 года Александр Леонович участвовал во взятии немецкого города Бад-Доберан в Померании.

После демобилизации Кемурджиан восстановился на обучение в «режимный» вуз. После его окончания молодой специалист получил направление в ленинградский ВНИИ-100 (ВНИИтрансмаш). Надо отметить, что основной профиль данного предприятия – бронетехника, поэтому его деятельность, как в советское время, так и сегодня, была засекречена. Распределение на работу в институт получали единицы.

Карьера идет в гору: в 1959 году инженер становится начальником отдела новых принципов движения. А дальше Александр Леонович словно цитирует одного из персонажей юмористической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:

«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».

ползолет
© Общественное достояние

Последующие 5 лет ученый посвятил созданию боевой разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке, которую назвали «ползолётом». Необычный танк мог вместить до 12 солдат и был рассчитан на преодоление болот, бездорожья и водных акваторий. Рассматривался даже вариант использования в Антарктиде. Спустя годы подобная техника появилась и в войсках, и в промышленности. Однако изобретатель, заложив основы их конструирования, был направлен уже на следующий проект. Еще более амбициозный…

Кемурджиан стал руководителем работ по созданию самоходных автоматических средств передвижения по поверхности Луны. В течение 10 лет он занимался разработкой основ проектирования робототехнических транспортных машин космического назначения. Иными словами, планетоходами. Перед исследователями стояла задача, относящаяся на тот момент к разделу научной фантастики.

луноход
© Общественное достояние

Первые “прорисовки” внешнего вида Лунохода. Из отчета ВНИИтрансмаш 1964 года.

Каков грунт на других планетах? Как должен двигаться агрегат? Как им дистанционно управлять? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, сотрудникам института пришлось не только придумать и создать машины, но и провести их испытания на Земле - смоделировать вакуум, температурные перепады и гравитационные условия тех объектов, для работы на которых они были предназначены. Были задействованы полигоны в Ленобласти, Белоруссии, Крыму, в песках Средней Азии и на Камчатке.

луноход
© Rumlin, Википедия

Испытания макетов луноходов под Симферополем в 1969 году.

В своих воспоминаниях, опубликованных уже в постсоветский период, Александр Леонович рассказал интересный эпизод, произошедший возле вулкана Шивелуч. Вертолет, который должен был доставить ученых на испытательную площадку, чуть не разбился и произвел аварийную посадку. Второго в свободном доступе не оказалось. После длительных переговоров его выделил «Аэрофлот», но без топлива. Местные чиновники просили подождать пару недель – как раз ждали танкер с бензином. Для полноты картины: поездка засекречена, луноход уже находился на полигоне, а необходимость группы людей в экстренном порядке лететь к вулкану объясняла наскоро выдуманная легенда.

Доведенный до отчаянья Кемурджиан обратился к военным с просьбой выделить бензин. Буквально на следующий день появился человек со следующим предложением: 25 тонн бензина и тонна масла за 10 тысяч рублей наличными. Цена вдвое превосходила государственную. Конструктор провел сутки за междугородними звонками и телеграммами и нашел требуемую сумму. Без расписок, чеков и документов он отдал поистине «космические» по тем временам деньги первому встречному, и риск оправдал себя на все 100%. Топливо было получено, испытания прошли успешно. Уже в 1970 разработанный и созданный в СССР «Луноход-1» на самоходных шасси впервые в мире был доставлен на Луну, где он благополучно выполнил поставленную задачу по исследованию поверхности. Успех «любимого лунного трактора» (как выразился в одной из песен Высоцкий) в 1973 году повторил «Луноход-2». Следующий подобный аппарат высадился на спутник только спустя 40 лет, и на нем было написано «Made in China».

Оригинальность конструкторской мысли не знала предела. Именно в ВНИИ-100 под руководством Кемурджиана появился первый в мире марсоход. Прибор определения проходимости Марса, или сокращенно ПрОП-М, должен был перемещаться на двух лыжах. Такая система объяснялась отсутствием сведений о поверхности планеты. Аппарат для исследования поверхности Фобоса двигался прыжками. Дело в том, что сила тяжести спутника Марса в 2000 меньше земной, и ученым пришлось придумывать совершенно необычный способ движения агрегата.

Опыт ученого по созданию дистанционно управляемого транспорта был использован при ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Через две недели после катастрофы Александр Леонович побывал на АЭС. Оценив ситуацию и условия работы техники, он вернулся в Ленинград и в сжатые сроки создал специализированного робота СТР-1. Он включал в себя самоходное шасси с приборами и оборудованием, радиотелевизионный комплекс для дистанционного управления и бульдозерный отвал для дезактивации территории.

чернобыль
© Общественное достояние

Два таких робота более 200 часов расчищали завалы на кровлях 3-его аварийного энергоблока. Они удалили свыше 90 тонн радиоактивных материалов. Это позволило исключить привлечение к труду в опасных зонах около 1000 человек.

Долгие годы Кемурджиан оставался неизвестным широкой публике - свои научные статьи он публиковал под псевдонимами – Александров, Леонович или Углев. Но когда гриф секретности с его проектов был снят, к инженеру и конструктору пришла мировая известность. Так, в 1997 году Международный астрономический союз назвал в его честь астероид, а международный биографический центр в Кембридже включил его в книгу «Выдающиеся люди 20 века».