Перейти к основному содержанию

Кто лучше других адаптирован к экономике карантина

К началу апреля россияне практически закончили формировать свои кризисные семейные запасы продуктов первой необходимости. К такому выводу пришли эксперты лаборатории «СберДанные», имеющие возможность анализировать безналичные покупки клиентов крупнейшего российского банка. В реальном выражении розничный оборот 23-29 марта соответствует значениям той же недели в прошлом году, за исключением расходов на алкоголь. Они выросли на треть.

Сопоставимый рост демонстрирует лишь спрос на аренду загородной недвижимости. В ЦИАН подсчитали, что число желающих снять дом в окрестностях Петербурга в марте этого года выросло на четверть. Ставка в наиболее популярных локациях поднялась на 30%. Массовая миграция в область сказалась и на интернет-трафике. Потребление мобильного интернета в Ленобласти за две неполных последних недели выросло в три с половиной раза. В Петербурге наоборот снижение на 15%.

Самоизоляция с максимальным комфортом стала заметным потребительским трендом на период неожиданного карантинного отпуска. Если учесть еще возможность получить полугодовые кредитные каникулы, то вырисовывается очень расслабляющая ситуация. Причем она рискует продлиться до лета, а то и до осени.

Возвращение из пандемического хаоса, когда закончатся отсрочки по кредитам и налогам, а деловая активность сильно не прибавится, вызывает тревожные предчувствия. Тяжело будет всем, но лучше других адаптировано к новой реальности так называемое поколение хоумлендеров (домоседов) или людей Z по классификации маркетологов. «Зеты» - молодые, но быстро повзрослевшие люди 1995-2004 годов рождения.

зеты
© Форпост Северо-Запад

«Дети не своих родителей, а своего времени» - сказал про них Евгений Никонов, руководитель проекта «RuGenerations – Теория Поколений в России».

Особенностью трансформации потребительского поведения в последние годы стало подстараивание рынка под это набирающее силу поколение Z. Всеобщий форс-мажор последних недель неожиданно ускорил развитие тренда, и мы как будто перескочили в их будущее.

Главное отличие потребителей поколения Z – меньшие, чем у более старших сограждан карьерные амбиции. Они не особенно склонны к шопингу и вообще любому показному потреблению, неохотно встраиваются в иерархию, хотя весьма рациональны и не чужды сибаритства. Отсюда предпочтение свободного графика и работы вне офиса. Именно молодежь по окончании карантина будет возвращаться к прежней жизни без особенного восторга.

Заказ товаров, даже повседневных, через интернет – это их привычка. Почти спортивное ориентирование во всевозможных промо-акциях и скидочных программах тоже присуще потребителям Z. Автономность и экономия – оттуда же. А еще интерес к самообразованию, интроверсия, отсутствие склонности к асоциальному поведению и пластичные жизненные принципы. Описание особенностей поколения Z четко стыкуется с портретом нынешнего эпидемического кризиса.

в маске со смартфоном
© Форпост Северо-Запад

Главное конечно интернет. Если для более старших поколений сетевая жизнь – возможность получить дополнительную информацию и коммуницировать, то для людей Z это основной источник эмоций.

День рождения в период карантина для человека под сорок станет поводом для семейного ужина с принятием поздравлений по телефону и в соцсетях. А его двадцатилетний сосед организует по аналогичному поводу видеоконференцию с друзьями, которая по уровню шума из-за стены не уступит реальной офлайновой вечеринке. Кстати, изучение всевозможных лайфхаков, в том числе по поводу гастрономических экспериментов на дому, тоже излюбленное развлечение Z.

Приведу несколько утверждений, с которыми согласилось большинство опрошенных компанией Kantar россиян 16-24 лет. «Я стараюсь не допускать непредвиденных расходов» - 70,4%. «Из одежды я покупаю только самое необходимое» -60,9%. «Я готов платить больше за качественные товары» - 67,9%. «Я считаю себя экономным человеком» - 55,7%. «Я всегда ищу специальные предложения» - 55,7%. «Глупо тратиться на предметы роскоши, даже если у тебя много денег» - 51,1%.

Среди интернет-магазинов у российской молодежи с огромным отрывом лидирует «Алиэкспресс». Именно эта аудитория еще в январе заинтересовалась вопросом инфекционной безопасности покупок в этом китайском маркетплейсе. Получив разъяснение, что все в порядке, многие молодые люди уже никаких волнений в связи с коронавирусом не проявляли.

Missing материал.

О покупках в «Алиэкспрессе» заявили почти 60% респондентов поколения Z. Среди людей предыдущего потребительского поколения Y, родившихся с 1982 по 1994 годы, предпочтение этому розничному каналу отдают 48%. Как видно, разница в возрасте небольшая, а покупательские привычки разные.

Еще одно важное отличие в большем тяготении Y к собственному жилью, в частности через ипотеку. «Игреки» также более склонны доверять отзывам о товарах в интернете, хотя сами оставляют их реже, чем «Зеты». Они более склонны к накопительству. Маркетологи отмечают, что все это в большей степени не возрастные различия, а именно поколенческие.

Для «Игреков» серьезной проблемой стало закрытие развлекательных заведений и ресторанов. Молодежь Z, конечно, тоже ходит на концерты, но вполне может найти им замену в веб-мире. Отдельным подарком для них стало открытие бесплатного трафика многих онлайн-сервисах. В частности, стал доступен кинопоиск сразу на нескольких платформах, центры онлайн-образования «Нетология», GeekBrains, «Фоксфорд», библиотека «Альпина паблишер», игры GOG.COM, и еще несколько менее благопристойных порталов.

Получается, что у поколения Z есть не только физиологический, но и психологический иммунитет к коронавирусу. Почти все, что они особенно ценят оказалось вне кризиса. Хотя есть, конечно, сферы, бурно развивавшиеся в последние годы именно благодаря спросу со стороны молодежи, и потерявшие популярность из-за пандемии. Пожалуй, сюда можно отнести коворкинги и товары совместного использования.

Возможно в мире домоседов они на какое-то время станут менее популярны. Но это общей картины не меняет.