Санкт-ПетербургНебольшой дождь+18°C
$ЦБ:73,43ЦБ:87,29OPEC:43,02

Как остановить деградацию технического образования

саяношушенская гэс
Фото © геоэнергетика.рф

Инженерное образование в России с 2003 года, когда страна присоединилась к Болонской декларации (совместное заявление европейских министров образования от 19.06.1999), фактически деградирует. С каждым вузовским выпуском в экономике увеличивается доля подготовленных по четырехлетней программе инженеров-бакалавров, то есть фактически недоученных и оторванных от практики специалистов.

Сегодня на бакалавриат приходится 57% образовательных программ российских вузов. Еще 35% - магистратура, вторая ступень в рамках Болонской системы, рассчитанная в основном на подготовку преподавателей высшей школы. На классический пяти-шестилетний специалитет остается менее восьми процентов.

Эксперты связывают рост числа техногенных катастроф в последние годы, как с изношенностью производственных мощностей, так и с размыванием доли качественных инженеров в реальном секторе экономики.

Первым звонком стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009году. А в прошлом году прошла уже целая череда трагических инцидентов, связанных с технической некомпетентностью: взрыв на химическом заводе в Дзержинске, авария на морском испытательном полигоне «Нёнокса» в Архангельской области, прорыв дамбы на реке Сейба в Красноярском крае, и совсем недавний пожар на нефтяной скважине месторождения имени Алабушина в Коми.

алабушина
Фото © urpvh.ru

Вузовские стандарты подготовки инженеров сегодня не стыкуются с требованиями, которые предъявляет к ним профессиональное сообщество, реальный бизнес. При нынешней двухуровневой системе подготовки (бакалавр, магистр) студенты даже после производственной практики не имеют представления о технологической цепочке на предприятии и практических навыков, необходимых для последующей работы.

Похожая ситуация и с научными исследованиями. Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко на онлайн-заседании руководителей вузов Северо-Западного федерального округа 20 мая привел в пример патентование: «На вручении премий молодым ученым поинтересовался у одного из награжденных, запатентована ли его разработка. Оказалось, что ни одна из разработок у этих исследователей не подтверждена патентом».

По общему мнению ректоров, камнем преткновения в комплексной работе по повышению качества подготовки инженеров является восстановление специалитета. В поручениях Президента России Владимира Путина по итогам расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию шестого февраля 2020 года содержится пункт, обязывающий правительство «учитывать необходимость сохранения особенностей подготовки кадров по программам специалитета для отдельных отраслей экономики».

«Президент дал поручение, послушали, и на этом все закончилось» - отметил Владимир Литвиненко.

Ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин добавил, что по кораблестроению и авиастроению два года назад были даны отдельные указания Президента страны о приоритетности подготовки студентов для этих отраслей в рамках специалитета. Они не выполнены до сих пор.

адмиралтейские верфи
Фото © admship.ru

Переход на Болонскую систему привел, например, к тому, что у студентов Северного (Арктического) федерального университета продолжительность практической подготовки на предприятиях сократилась вдвое.

«Мы сохраняем систему подготовки «завод-втуз» для предприятий оборонного комплекса города Северодвинск – рассказала ректор университета Елена Кудряшова. - Но, к сожалению, из-за перевода подготовки специалистов по судостроению и морской технике на двухступенчатую систему мы были вынуждены сократить обучение с пяти с половиной лет, включая четыре семестра практики до четырех лет с двумя семестрами на заводах».

«Абсолютно убежден, что инженерное образование – это лучшее комплексное образование в советской и постсоветской высшей школе России. И делать из инженеров полуменеджеров - неправильный подход – отметил Владимир Шамахов, ректор Северо-Западного института управления, филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. – Конечно, нужны настоящие инженеры в конкретных секторальных направлениях народного хозяйства. Это было в советское время. И к этому нужно возвращаться, если мы думаем о качестве выпускников и об ответственности за то, как они будут работать».

Сегодня более 40% выпускников не соответствуют требованиям работодателя – считает ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Панычев.

По мнению ректоров, классические университеты могут сохранить двухуровневую систему, но в вузах, которые готовят инженеров, долю специалитета необходимо увеличить до ста процентов.

«Технологический институт поддерживает все предложения Горного по модернизации инженерного образования России» – заявил ректор «Техноложки» Андрей Шевчик.

Он добавил, что за последние годы технологические вузы всей страны выпустили уже «целую армию специалистов, обучавшихся четыре года, хотя в советский период на подготовку технологов с высшим образованием уходило пять с половиной лет. И промышленные предприятия сегодня говорят о том, что полтора дополнительных года обучения были критически необходимы для формирования у выпускников всего спектра требуемых для производства компетенций».

инженер
© Общественное достояние

Наряду с сокращенными сроками обучения и недостаточно ориентированной на практику методологией остро стоит и проблема недофинансирования. Для качественной подготовки инженеров в минерально-сырьевом комплексе сегодня требуется не менее 15 000 евро в год на каждого студента. В кораблестроении, по словам Глеба Туричина, чуть меньше, но все равно не менее миллиона в пересчете на рубли. А государство выделяет на одного студента только 200 тысяч рублей в год. То есть вузы имеют пятикратное недофинансирование.

Владимир Литвиненко акцентировал внимание коллег на том, что донести согласованную позицию технических университетов до правительства поможет «Консорциум университетов «Недра». Его основу составляют 20 университетов, для которых подготовка специалистов сырьевых отраслей является профильной. К ним присоединяются еще 180 вузов, где от 10 до 40% направлений подготовки востребовано сырьевым комплексом.

В частности участие в консорциуме подтвердили такие мощные вузы как Санкт-Петербургский государственный университет, в котором ряд направлений напрямую связан с подготовкой кадров для горного дела и нефтегазовой отрасли, и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Столь представительное объединение вузов позволяет надеяться, что поручения Президента России по сохранению технического образования все-таки будут выполнены. Без этого активного движения снизу они еще много лет могут пролежать под сукном.