Перейти к основному содержанию

За что создателя первого нефтепровода в России приговорили к «расстрелу с отсрочкой»

шухов
© Общественное достояние

Инженер Владимир Шухов буквально совершил техническую революцию, когда первым в мире изобрел промышленный способ получения автомобильного бензина. Он же стал автором первых в России нефтепровода и НПЗ. Однако на старости лет его приговорили к «условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора».

Желание подходить к решению той или иной задачи с совершенно неожиданного ракурса проявилось у Владимира Григорьевича еще в школе. Когда четырехклассник Шухов в 1866 году нашел собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора, это произвело впечатление на весь преподавательский состав авторитетной петербургской гимназии. Однако, к удачи мальчика, его учителем был выдающийся ученый Константин Краевич, автор самого популярного учебника по физике в Российской империи. Менее опытный педагог рассыпался бы в похвалах, он же поставил низкую оценку, аргументируя это тем, что в знак уважения к древнегреческому философу сначала надо было изложить его доказательство.

Следующим достижением юноши стало изобретение еще во время обучения в вузе паровой форсунки, позволяющей эффективно использовать жидкое топливо в паровых котлах. Причем он предложил сжигать мазут, который ранее считался отходом производства. Прибор благодаря технологичности и простоте конструкции получил широкое распространение, а спустя 21 год Дмитрий Менделеев даже украсил его изображением обложку своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности».

шухов
© Общественное достояние, Шухов и Бари

Но по-настоящему судьбоносным событием стала поездка молодого человека в составе научной делегации в США на Всемирную выставку достижений промышленности. Именно там он познакомился с американским инженером русского происхождения – Александром Бари. Предприниматель имел широкий круг связей - близко дружил с Львом Толстым, Менделеевым, Людвигом и Робертом Нобелями. Известные шведы предложили Бари возглавить строительство объектов российской нефтяной промышленности. Он вернулся в Москву и вспомнил про талантливого 24-летнего инженера. В результате Шухову доверили ни много, ни мало проект первого в Российской империи нефтепровода, соединяющего Балаханское месторождение и Баку.

По старинке нефть перевозили от промыслов до нефтеперегонных заводов в бочках и бурдюках. Это было слишком долгое, грязное и медленное мероприятие. Пуд местной нефти стоил 3 копейки, а его доставка из Балахан в Баку обходилась в 20 копеек! Поэтому Нобели приняли решение отказаться от гужевого транспорта в пользу нефтепровода. В итоге, 10 тысяч владельцев повозок потеряли работу. Желание вернуть свое «законное» средство заработка подтолкнуло их к поджогам труб. Несмотря на возникшее сопротивление, нефтепровод протяженностью около 10 км благополучно достроили в 1878 году, а для его защиты вдоль всей ветки поставили караульные будки.

нефтепровод
© Общественное достояние, Первый нефтепровод в России «Балаханы-Баку»

Расходы на доставку нефти сократились более, чем в 5 раз. В первый месяц работы трубы по ней было перекачено 841 150 пудов нефти, а уже через год - 5,5 млн пудов. Новости о положительном опыте внедрения разлетелись по стране, и уже в течение ближайших пары лет под техническим руководством Шухова было построено еще 4 аналогичных нефтепровода.

Тогда же, в Баку, Владимир Григорьевич спроектировал первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища из стали. До этого в России нефть держали в земляных или каменных хранилищах под открытым небом. В Америке уже использовали прямоугольные резервуары из металла, но в сравнении с «шуховским» вариантом на них требовалось гораздо больше стали. Преимущество идеи молодого изобретателя заключалось в ступенчатой толщине стенок – в верхней части конструкции давление нефти на стенки меньше, что позволило вдвое снизить их толщину. К 1917 году было построено более 20 тысяч подобных резервуаров. Более того, при возведении современных цилиндрических хранилищ по-прежнему используются принципы, предложенные Шуховым.

Он не только проектировал и внедрял в производство свои разработки, но и вел научную деятельность. Сегодня многие из его статей легли в основу классической теории нефтепроводов.

Вместе с тем, Владимир Григорьевич не был замкнутым ученым, целиком поглощенным лишь своими открытиями. Он любил велоспорт, и однажды даже стал чемпионом Москвы по велогонкам. Еще в юности у него диагностировали чахотку, врачи убеждали поменять климат. По твердому убеждению инженера, именно велосипед помог ему победить болезнь и дожить до 85 лет. Не меньше его увлекала фотография – он оставил после себя более 1500 тысячи портретов и городских сюжетов, включая модные на сегодняшний день селфи.

шухов
© Общественное достояние

Не менее интересный факт из личной жизни Шухова: мужчина в течение двух лет встречался с Ольгой Книппер. Мать жениха категорически не одобряла его выбор, поэтому долгожданный брак так и не состоялся. Впоследствии девушка стала известной актрисой МХАТа, партнершей Константина Станиславского и женой Антона Чехова.

чехов
© Общественное достояние, Чехов и Ольга Книппер

В 1880 году Бари зарегистрировал «Техническую контору инженера А. В. Бари», главным инженером которой стал Владимир Григорьевич. Сотрудничество наращивало обороты. Уже через год они открыли в Московской области Кусковский химический завод. Предприятие состояло из восьми нефтеперегонных кубов, вырабатывавших керосин, астролин, смазочное масло и минеральный дёготь.

За 40 лет совместного «творчества» строили они и паровые котлы, и железнодорожные мосты, и нефтеналивные баржи, и конструировали морские мины.

«Говорят, что Бари эксплуатировал меня. Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предположения», - вспоминал Шухов.

Одной из таких идей стали гиперболоидные башни, принесшие изобретателю не меньшую известность, чем нефтепроводы. Во-первых, он первым ввел в архитектуру форму гиперболоида. Во-вторых, новаторством стало создание металлических сетчатых конструкций. После Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, на которой инженер продемонстрировал все свои задумки, на него посыпались заказы маяков, водонапорных башен, корабельных мачт и линий электропередач. Самым известным из проектов стала радиобашня на Шаболовке. Однако махина высотой в 160 метров, которая впоследствии стала эмблемой советского телевидения и заставкой «Голубого огонька», чуть не стоила ученому жизни.

Строительство велось без лесов и подъёмных кранов. Конструкцию, на которую требовалось 240 тонн металла, возводили с помощью лебёдок. Согласно чертежам башня должна была состоять из шести секций, расположенных одна над другой. Но в июне 1921 года при подъёме четвёртого яруса произошла авария — оборвался трос, и секция упала с 75-метровой высоты, повредив пятую и шестую части, которые в это время собирались на земле. Несмотря на то, что нарушений в работе найдено не было, и причиной инцидента признали «усталость материала», Шухова приговорили к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора. Иными словами, казнить его должны были сразу после окончания строительства. В феврале работы были завершены, в апреле началась трансляция радиопередач, и 68-летнего изобретателя помиловали. Это происшествие вызвало большой общественный резонанс. Кстати, прототипом главного героя романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» является именно Владимир Григорьевич.

В 1923 году, когда Шухову уже шел восьмой десяток, к нему приехала делегация американской нефтяной компании «Sinclair Oil Corporation». Они утверждали, что изобрели крекинг-установку, но так как слышали, что в России есть специалист в этой области, решили с ним познакомиться. Крекинг представляет собой высокотемпературную обработку нефти, в результате которой она распадается на более легкие фракции: бензин, керосин, толуол, пропилена, дизельное топливо.

Каково же было удивление иностранцев, когда Шухов предъявил собственный патент 30-летней давности на установку термического крекинга нефти. Он доказал, что их разработки полностью повторяют его изобретение и не являются оригинальными. Таким образом, Владимир Григорьевич был на мировом уровне признан автором промышленного процесса получения автомобильного бензина, а невостребованность его открытия в течение долгого времени объяснялась, прежде всего, отсутствием в царской России массового спроса на автомобили. По легенде, американцы предложили инженеру баснословные по тем временам деньги, однако он ответил:

«Меня устраивает зарплата, которую я получаю от советского правительства».

Его патент на установки по получению бензина впервые были использованы только в 1931 году, при строительстве НПЗ «Советский крекинг» в Баку. Стоит ли уточнять, по чьему проекту он был построен?

шухов
© Общественное достояние