Санкт-ПетербургПеременная облачность+22°C
$ЦБ:70,50ЦБ:79,22OPEC:42,89

Россия приступает к реформе высшего образования

студенты
Фото © pixabay.com

Минобрнауки вынесло на суд Российского союза ректоров проект «Программы стратегического академического лидерства». Она будет определять вектор развития российской высшей школы на ближайшее десятилетие.

В обсуждении Программы приняли участие зампред Правительства РФ Татьяна Голикова и президент РАН Александр Сергеев. Предполагается, что уже к июлю согласованный с университетским сообществом документ поступит на утверждение в Правительство.

Стратегия основывается на аксиоме о первостепенном значении науки и высшего образования для достижения национальных целей развития страны, сформулированных указом Президента РФ от 7 мая 2018 года. России необходимо войти в число пяти крупнейших экономик мира за счет опережающего развития инновационного бизнеса, ориентированного не только на внутренний, но и на мировой рынок.

В основу концепции положен тот непреложный факт, что именно высшая школа должна обеспечить подготовку специалистов будущего, способных совершить необходимый стране технологический рывок. Вторая составляющая вклада университетов в достижение национальных целей развития – вывод научных исследований и вузовской науки в целом на качественно новый уровень, который востребован рынком. Кроме того, университеты-лидеры должны стать драйверами развития регионов.

Фальков
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Всю работу системы образования и науки нужно соотносить с тем, что она дает для улучшения благосостояния жителей страны, экономического роста и технологического развития отраслей» - заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, представляя стратегию.

В правительстве понимают, что отечественная высшая школа недофинансирована по сравнению, например, со странами Организации экономического сотрудничества и развития (в их число входят такие государства, как США, Германия, Великобритания и другие, на их долю приходится более 60% мирового ВВП). Россия сегодня вдвое отстает от среднего бюджета их вузов в расчете на одного студента. А по объему средств на проведение исследований уступает в 10 раз. Этот разрыв – одна из главных причин отставания нашей страны от Евросоюза по уровню технологических инноваций в два с половиной раза.

Голикова
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Я хочу напомнить, что в рамках нацпроекта «Образование» реализуется программа повышения глобальной конкурентоспособности университетов. На нее в 2020-2024 годах запланировано 54 млрд рублей. Предусмотрено включение в нее 30-ти ведущих университетов. Сегодня мы считаем, что этих университетов должно быть больше – отметила Татьяна Голикова. - Еще одна программа направлена на поддержку вузов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей с объемом финансирования 10,2 млрд рублей. Там предусмотрено финансирование уже 80-ти университетов, и в основном это вузы в регионах».

В программу заложено участие университетов не менее чем из 50-ти субъектов РФ. То есть практически на каждой территории появится хотя бы один ключевой вуз, конкурирующий по привлекательности для абитуриентов с ведущими столичными университетами.

Все вузы, участвующие в программе, будут разбиты на четыре группы. Первая – это ведущие высшие учебные заведения, участвующие в решении задач глобального превосходства. Вторая - опорные вузы, решающие ключевые задачи кадрового, социального и технологического развития регионов. Третья - опорные для решения ключевых задач кадрового и технологического развития отраслей. И, наконец, четвёртая – базовые вузы, удовлетворяющие спрос населения на высшее образование.

студенты
Фото © Форпост Северо-Запад /

Разработчики использовали принцип многоуровневого вовлечения в реализацию стратегии. Обозначена четкая система ориентиров для интеграции вузов между собой и их сотрудничества с бизнесом:

  • сетевое взаимодействие «вуз-вуз / сеть вузов / система высшего образования» (университеты лидеры «вытягивают» другие вузы, повышая качество всей образовательной системы);
  • партнерство «вуз – отрасль / рынок научно-технологических исследований» (университеты активно вовлекаются во внедрение новых технологий в отдельных отраслях экономики);
  • прорывное развитие «вуз-технология» (ведущие университеты обеспечивают прорыв к мировому лидерству по нескольким стратегическим направлениям, например, искусственный интеллект и квантовые технологии);
  • сотрудничество «вуз-территория» (университеты-лидеры по соответствующим регионам способствуют удержанию и привлечению на их территорию талантливых молодых специалистов, укрепляют рынок труда через системы дополнительного образования, участвуют в реализации конкретных проектов в регионе).

Успех любой программы решающим образом зависит от качества заложенных в ней критериев оценки результативности проводимых мероприятий. Минобрнауки переосмыслило существующую систему индикаторов, добавив для участников программы новые показатели. Учтены и критерии, которые уже используются при ранжировании университетов как в глобальных, так и в национальных рейтингах европейских стран. В частности, такие как объем НИОКР, количество публикаций и их цитируемость. Для вузов, претендующих на роль отраслевых и региональных лидеров, предусмотрены отдельные группы KPI (критериев эффективности).

Вот некоторые из них:

  • объем выручки от НИОКР, выполненных в интересах организаций реального сектора;
  • доля поступлений от использования результатов интеллектуальной деятельности в общих доходах вуза;
  • доля выпускников, трудоустроенных в организациях-лидерах по соответствующим отраслям;
  • доля выпускников по приоритетным для региона направлениям обучения, трудоустроенных на его территории;
  • число обучающихся по программам дополнительного образования на базе вуза;
  • объем доходов вуза от реализации заказов компаний региона.

Установление четких критериев оценки позволит не перегружать участников программы излишней отчетностью.

Представители академического сообщества и власти смогут ежегодно оценивать реализацию заявленных вузами программ развития. Для этого в рамках программы предусмотрено создание двух экспертных советов – отдельно для научно-исследовательских и опорных университетов. Важно, что они будут уделять внимание не только формальному подсчету результатов по критериям, но и их качеству.

Голикова
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Усилия государства по развитию высшей школы уже сыграли положительную роль, в том числе в сохранении фундаментальности образования, но, несмотря на все эти усилия, мы снова говорим о кадрах для технологического прорыва. Речь идет именно о креативных разработчиках, а не просто линейных инженерах – отметил в ходе обсуждения концепции председатель Совета ректоров Приволжского федерального округа Роман Стронгин. - Для их подготовки нужно в первую очередь взаимодействие с работодателями… Уже многое сделано, например, появились базовые кафедры. Они успешно работают, но там студенты изучают уже реализованные на производстве технологии, а мы говорим о разработке новых. В этой связи у нас есть положительный опыт. В частности, Всероссийский федеральный ядерный центр создал свое математическое отделение на площадке Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Это несколько наших профессоров и две сотни студентов и аспирантов, которые не практикуются, а работают в этом отделении. И у них уже не возникает вопросов о выборе образовательной траектории».

Александр Сергеев от имени РАН выразил готовность оказывать содействие вузам в исследовательской деятельности.

«Университеты для нас сейчас такие же родные, как и академические институты - отметил Сергеев. – Мы должны готовить знающую и креативную молодежь, востребованную экономикой. В этом основной KPI (показатель эффективности – ред.) университета».

Глава совета ректоров Уральского федерального округа Александр Шестаков заявил, что ключевым моментом для повышения конкурентоспособности технических вузов является возврат к пятилетнему обучению студентов:

«За четыре года нельзя качественно обучить студента инженерного направления. Можно назвать это специалитетом или инженерным бакалавриатом, но студенты должны учиться пять с половиной лет».

Демидов
Фото © Форпост Северо-Запад /

Эту идею в ходе дискуссии развил председатель Совета ректоров Петербурга и Ленобласти Алексей Демидов:

«Министр обратил внимание, что первая из национальных целей – это ускорение технического развития. Хотел бы сказать, что на президиуме Союза ректоров наших регионов мы не раз обсуждали в последнее время важность в этой связи развития инженерного образования. Проблемы подготовки кадров в технических и технологических вузах. Здесь много проблем: недостаточное количество современного технологического оборудования для практико-ориентированного обучения, отсутствие у многих преподавателей современных компетенций, не выстроенные механизмы карьерного роста молодых преподавателей, недостаточное включение организаций реального сектора экономики в подготовку специалистов, низкий уровень подготовки абитуриентов и недофинансирование вузов.

Обращаю внимание, что за последние годы технологические вузы России выпустили большое количество специалистов со сроком обучения 4 года. Хотя в советский период на подготовку технологов с высшим образованием уходило 5 с половиной лет. Для промышленного предприятия продолжительность обучения технолога – это принципиальный момент, так как нужно сформировать весь спектр навыков и компетенций. Не секрет, что на советских предприятиях часто высшими руководителями становились именно главные технологи, как специалисты знакомые со всей цепочкой от получения сырья до применяемого оборудования и потребительских свойств готовой продукции. Для подготовки технологов существенным является срок обучения, его нужно увеличить до 5,5 лет. Также важна гибкость по отношению к рынку труда, но практическая подготовка будущих инженеров-технологов наталкивается на закрытость современных промышленных предприятий, обеспокоенных утечкой своих коммерческих тайн. Выпускнику со свободным дипломом сложно сейчас устроиться на хороших условиях в высокотехнологическую компанию. Поэтому важно использовать механизм раннего закрепления студентов за той или иной компанией с оформлением соответствующих юридических документов».

В заключение Татьяна Голикова отметила, что выступления ректоров подтверждают правильность концептуального подхода, выбранного разработчиками стратегии академического лидерства: «В качестве ключевой идеи программы мы определяем вертикальную и горизонтальную интеграцию университетов и академических институтов. Нам важно, чтобы они представили свои стратегические программы развития, по которым можно будет их оценивать, подключаться к поддержке отдельных направлений, тех прорывных задач, которые они перед собой ставят».

Уже в этом году для участия в «Программе стратегического академического лидерства» предполагается отобрать 100-120 российских высших учебных заведений, включая частные. Это могут быть вузы, представленные в глобальных образовательных рейтингах, а также удовлетворяющие следующим критериям: количество студентов от 5 тысяч человек, совокупный доход без учёта государственного финансирования - от 500 млн рублей в год, причем не менее 5% доходов должны составлять поступления от научно-исследовательской деятельности. Впрочем, учебные заведения, не удовлетворяющие этим критериям, тоже могут попасть в программу. Для этого им необходимо будет получить поручительство регионального органа власти или корпорации, готовой к финансированию вуза.

Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности разработанной концепции станет увеличение присутствия отечественных высших учебных заведений в наиболее престижных международных рейтингах QS, THE и ARWU.