В город на Неве пришла пора отмены очередных ограничений, введённых из-за эпидемии коронавирусной инфекции. С начала недели в Северной столице возобновили работу магазины самого известного шведского бренда мебели и товаров для дома. Событие вызвало ажиотаж у горожан и создало громадную очередь, в которой честно отстоял корреспондент «Форпоста».
Утром в понедельник, 13 июля, открытая стоянка перед частично закрытым торговым центром «Мега Дыбенко» на Мурманском шоссе выглядела так, словно корпус магазина IKEA начал притягивать железо. Большинство парковочных мест у «Меги» пустовало, однако парковочная территория у синего здания с жёлтыми буквами оказалась буквально забита машинами — так металлические опилки тянутся к источнику магнитного поля.
Как вскоре выяснилось, мебельный гипермаркет, а вернее, факт его открытия, необычным образом подействовал не только на автотранспорт, но и на людей. Последним пришлось занять крытую парковку под комплексом — там разместилась очередь из желающих посетить магазин в первый день открытия после «карантинных» ограничений.
Несмотря на начало рабочей недели, событие привлекло сотни, если не тысячи, горожан. Для направления потока посетителей на стоянке установили коридор из металлических барьеров, «змейкой» идущий к заветной цели в виде вращающейся двери с надписью «Добро пожаловать» над входом в торговый комплекс. По всей длине движение человеческой цепочки регулировали сотрудники IKEA, которые направляли посетителей, а также периодически оповещали о введённых ограничениях.
Работники магазина предупреждали, что гостям предстоит отстоять не меньше часа — клиентов пускают внутрь группами, чтобы поддерживать одинаковую загруженность торговых залов. Несмотря на внушительное время ожидания, колонна почти не редела.
Как вскоре выяснилось, предполагаемый час оказался слишком оптимистичным прогнозом. В действительности извилистый путь от тротуара до входа занял более двух часов. По всей видимости, не последнюю роль в этом сыграли особые условия для семей с детьми до семи лет и беременных женщин — их без задержек пускали вперёд бездетных, вызывая у последних лёгкое чувство зависти.
Во время ожидания люди развлекали себя как могли — общались по телефону, переписывались в мессенджерах, рассматривали мемы и фотографировали растущую очередь, чтобы затем отправить снимки в популярные городские паблики.
Ощущения от стояния в IKEA можно было сравнить с ощущением, когда твой рейс неожиданно задерживают прямо перед посадкой в самолёт, и люди неуверенно толкутся перед стойкой регистрации.
Внутри комплекса иллюзия пребывания в аэропорту усиливалась из-за установленных везде барьеров, эскалаторов и полупустых залов немногочисленных работающих магазинов. Но вид плаката со шведским приветствием Välkommen — «Добро пожаловать» — возвращал в реальность и напоминал о цели этого путешествия.
В торговом зале посетителей встречали до щепетильности внимательные сотрудники, которые при этом держались немного торжественно. К встрече журналистов здесь были готовы — на вопросы корреспондента «Форпоста» об открытии после трёх месяцев вынужденного простоя ответила директор магазина Наталия Борисова.
«Мы основательно готовились к сегодняшнему дню — с учётом закупок необходимых материалов, это заняло больше месяца. За указанное время закупили необходимое количество средств индивидуальной защиты, антисептиков, наклеек и полиграфической продукции, пластиковых барьеров для кассовой зоны, и так далее. Также мы отгородили планировочные зоны и разметили всю торговую зону наклейками с интервалом в полтора метра», — объяснила управляющая.
По словам Борисовой, как долго продлится режим ограничений, неизвестно. Но пока он действует, в магазинах сети будет работать специальная система, контролирующая количество посетителей в торговой зоне. Залы могут за раз вместить не более 909 человек, не считая персонала. Максимальная наполняемость помещений согласована с Роспотребнадзором.
«Система учитывает всех, кто входит и выходит. Эта информация транслируется на сайт компании. Можно выбрать магазин и посмотреть текущую загрузку — там три уровня, зелёный, жёлтый и красный, как на светофоре. Понятно, что сегодня у нас всё красное. Сервис должен помочь клиентам выбрать время визита так, чтобы избежать столпотворения и стояния в очереди. Кроме того, мы рекомендуем покупателям заранее планировать покупки, опять же, чтобы они быстрее освободили торговый зал и дали войти другим гостям», — отметила директор магазина.
Посетители галереи мебели снова могут лежать на кроватях и сидеть на диванах, но теперь для этого им выдают одноразовые простыни и просят по возможности надевать перчатки. Наличие маски — обязательное требование, без закрытых органов дыхания в магазин не пускают.
«Пришлось частично пожертвовать нашей знаменитой тактильностью ради безопасности. Она — главный приоритет, ничего не поделаешь. Кроме того, пока что закрыты наше бистро, детские площадки и магазин шведских продуктов», — уточнила Наталия Борисова.
По словам управляющей, за несколько месяцев интернет-продаж сформировался определённый тренд покупок — люди охотно приобретали предметы для гостиной, мебель для спальни, оборудование для рабочих столов и товары для дачи. В то же время клиенты почти перестали заказывать кухни.
«Кухонный гарнитур — обстоятельная, большая покупка. Часто она связана с необходимостью брать кредит. Это важный сегмент наших продаж. Поэтому многие из сегодняшних посетителей пришли именно за кухнями — они спланировали их на карантине и теперь готовы осуществить. Кроме того, мы ожидаем рост импульсивных приобретений — разных приятных мелочей, которые делают походя, без предварительных намерений», — добавила Борисова.
Для посетителей магазина в залах работает 250 сотрудников. Директор подчеркнула, что штат филиала получилось сохранить в полном объёме, переведя большинство работников на удалёнку.
«Когда все узнали день открытия, сразу захотели выйти на смену. Покупателей сейчас меньше, но продажи должны быть очень высокими. Сегодня наши первые шаги в новой реальности, и мы намерены совместить безопасность и высокий уровень сервиса», — подытожила Наталия Борисова.
Зачем люди стояли в огромной очереди и нашли ли они желаемое? По всей видимости, по крайней мере часть сегодняшних посетителей не пожалела о визите и потраченном времени. Большинство собеседников корреспондента «Форпоста» подчеркнули, что несмотря на ожидание, они получили, что хотели.
«Мы знали, что сегодня магазин откроется, и решили заехать. Да, ждали два часа, и купили разные мелочи — ведёрко, тёрку и прочую утварь, а ещё небольшой стеллаж. О времени не жалеем, было приятно вновь вернуться в IKEA», — объяснила петербурженка Оксана, приехавшая в торговый центр с дочкой.
«Я стояла почти два часа, и это того стоило — смогла купить товары, которые пришлось бы ждать минимум неделю при заказе через сайт. Следующий самовывоз был доступен только 20 июля. В другой ситуации я бы наверно подождала, но я недавно переехала, и мне срочно потребовались некоторые вещи. Но вообще, если кто-то хочет купить свечей или других безделушек, я бы не советовала ему пока ехать в IKEA», — рассказала корреспонденту девушка, представившаяся Валерией. В её корзинке лежала сборная этажерка, товары для дома и плюшевый зелёный динозавр.
Мужчина средних лет по имени Пётр признался, что специально приехал в магазин с дочерью Олесей за знаменитой акулой «Блохэй» — полутораметровой плюшевой игрушкой с трогательным выражением морды.
Хочется отметить, что несмотря на долгое ожидание, посетители вели себя очень дисциплинированно. Люди спокойно ждали, практически никто не пытался пролезть без очереди, а немногочисленные хитрецы действовали на удивление скромно и тактично. Корреспондент «Форпоста» лично наблюдал, как похожая на Бильбо Бэггинса из экранизации Питера Джексона пенсионерка ловко сдвинула ограждение и проскользнула почти в начало очереди, однако окружающие неожиданно отнеслись к предприимчивости пожилой женщины с пониманием.
«Все просто соскучились друг по другу», — благодушно прокомментировал ситуацию сотрудник торгового центра, следивший за порядком на улице.
Кроме IKEA, с начала этой недели в Петербурге сняли ещё несколько ограничений, введённых из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Салонам красоты и парикмахерским разрешили работать по предварительной записи, открылись общественные бани, к прежнему графику работы вернулось городское метро, а в спортивных залах возобновились тренировки — правда, пока лишь для профессиональных атлетов и инструкторов.
Корреспондент «Форпоста» опросил сотрудников нескольких салонов красоты о том, как им работается после отмены барьеров. Арт-директор Royal Beauty на Полтавском проезде Елена Штрекер рассказала, что несколько месяцев карантинных мер вынудили многих хозяев заведений распустить мастеров и серьёзно ударили по частным предпринимателям в сфере бьюти-индустрии города на Неве.
«Нам пришлось очень трудно, это правда. Крупные сети более-менее справились с кризисом, а одиночки, такие, как я, серьёзно пострадали. К счастью, нас стали меньше душить проверками, но общее состояние рынка не даёт бизнесу развиваться. Наша студия ориентирована на премиум-сегмент, здесь работают мастера, чьи услуги не могут стоить дешевле определённого уровня, и сейчас нам стало трудно найти клиентов. Это связано как с коронавирусом, так и с состоянием экономики в целом. Сейчас пошли слухи, что осенью будет вторая волна эпидемии и новый карантин вплоть до февраля. Не знаю, что мы будем делать в таком случае. Но я надеюсь на лучшее, жизненный опыт говорит, что всё плохое рано или поздно заканчивается», — рассказала Елена корреспонденту «Форпоста».
В расположенном неподалёку салону красоты Khann, напротив, царило радостное оживление. На вопрос о состоянии дел администратор заведения рассказала, что поток клиентов увеличился и стал выше, чем был до коронавирусных ограничений.
«После того, как нам опять разрешили работать, всё стало хорошо, мы рады быть здесь, в зале», — рассказала корреспонденту одна из сотрудниц организации.
По словам работниц Khann, им не приходится жаловаться на дисциплинированность посетителей — те приходят на стрижку и другие процедуры в масках и соблюдают меры предосторожности. Персонал отвечает тем же — работает в СИЗах органов дыхания, перчатках и одноразовых халатах из нетканого волокна.
В Петербурге сохраняется неоднозначная ситуация с отменой ограничений на деятельность ряда отраслей бизнеса, включая торговые центры. Ранее власти города анонсировали съём запрета на работу торговых центров, кафе и ресторанов 12 июля. Однако в конце прошлой недели в Смольном продлили действие административного барьера до 26 июля. В ответ на это владельцы торговых площадей пообещали пожаловаться на петербургских чиновников в Федеральную антимонопольную службу.