Санкт-ПетербургПеременная облачность+21°C
$ЦБ:73,64ЦБ:87,17OPEC:45,17

Välkommen: зачем люди часами стояли в открывшуюся IKEA в Петербурге

Очередь в ИКЕА
Фото © Форпост Северо-Запад /

В город на Неве пришла пора отмены очередных ограничений, введённых из-за эпидемии коронавирусной инфекции. С начала недели в Северной столице возобновили работу магазины самого известного шведского бренда мебели и товаров для дома. Событие вызвало ажиотаж у горожан и создало громадную очередь, в которой честно отстоял корреспондент «Форпоста».

Утром в понедельник, 13 июля, открытая стоянка перед частично закрытым торговым центром «Мега Дыбенко» на Мурманском шоссе выглядела так, словно корпус магазина IKEA начал притягивать железо. Большинство парковочных мест у «Меги» пустовало, однако парковочная территория у синего здания с жёлтыми буквами оказалась буквально забита машинами — так металлические опилки тянутся к источнику магнитного поля.

Парковка ИКЕА
Фото © Форпост Северо-Запад /

Как вскоре выяснилось, мебельный гипермаркет, а вернее, факт его открытия, необычным образом подействовал не только на автотранспорт, но и на людей. Последним пришлось занять крытую парковку под комплексом — там разместилась очередь из желающих посетить магазин в первый день открытия после «карантинных» ограничений.

Очередь в ИКЕА
Фото © Форпост Северо-Запад /

Несмотря на начало рабочей недели, событие привлекло сотни, если не тысячи, горожан. Для направления потока посетителей на стоянке установили коридор из металлических барьеров, «змейкой» идущий к заветной цели в виде вращающейся двери с надписью «Добро пожаловать» над входом в торговый комплекс. По всей длине движение человеческой цепочки регулировали сотрудники IKEA, которые направляли посетителей, а также периодически оповещали о введённых ограничениях.

Работники магазина предупреждали, что гостям предстоит отстоять не меньше часа — клиентов пускают внутрь группами, чтобы поддерживать одинаковую загруженность торговых залов. Несмотря на внушительное время ожидания, колонна почти не редела.

Как вскоре выяснилось, предполагаемый час оказался слишком оптимистичным прогнозом. В действительности извилистый путь от тротуара до входа занял более двух часов. По всей видимости, не последнюю роль в этом сыграли особые условия для семей с детьми до семи лет и беременных женщин — их без задержек пускали вперёд бездетных, вызывая у последних лёгкое чувство зависти.

Очередь в ИКЕА
Фото © Форпост Северо-Запад /

Во время ожидания люди развлекали себя как могли — общались по телефону, переписывались в мессенджерах, рассматривали мемы и фотографировали растущую очередь, чтобы затем отправить снимки в популярные городские паблики.

Ощущения от стояния в IKEA можно было сравнить с ощущением, когда твой рейс неожиданно задерживают прямо перед посадкой в самолёт, и люди неуверенно толкутся перед стойкой регистрации.

Внутри комплекса иллюзия пребывания в аэропорту усиливалась из-за установленных везде барьеров, эскалаторов и полупустых залов немногочисленных работающих магазинов. Но вид плаката со шведским приветствием Välkommen — «Добро пожаловать» — возвращал в реальность и напоминал о цели этого путешествия.

ИКЕА интерьер
Фото © Форпост Северо-Запад /

В торговом зале посетителей встречали до щепетильности внимательные сотрудники, которые при этом держались немного торжественно. К встрече журналистов здесь были готовы — на вопросы корреспондента «Форпоста» об открытии после трёх месяцев вынужденного простоя ответила директор магазина Наталия Борисова.

«Мы основательно готовились к сегодняшнему дню — с учётом закупок необходимых материалов, это заняло больше месяца. За указанное время закупили необходимое количество средств индивидуальной защиты, антисептиков, наклеек и полиграфической продукции, пластиковых барьеров для кассовой зоны, и так далее. Также мы отгородили планировочные зоны и разметили всю торговую зону наклейками с интервалом в полтора метра», — объяснила управляющая.

ИКЕА зонирование
Фото © Форпост Северо-Запад /

По словам Борисовой, как долго продлится режим ограничений, неизвестно. Но пока он действует, в магазинах сети будет работать специальная система, контролирующая количество посетителей в торговой зоне. Залы могут за раз вместить не более 909 человек, не считая персонала. Максимальная наполняемость помещений согласована с Роспотребнадзором.

«Система учитывает всех, кто входит и выходит. Эта информация транслируется на сайт компании. Можно выбрать магазин и посмотреть текущую загрузку — там три уровня, зелёный, жёлтый и красный, как на светофоре. Понятно, что сегодня у нас всё красное. Сервис должен помочь клиентам выбрать время визита так, чтобы избежать столпотворения и стояния в очереди. Кроме того, мы рекомендуем покупателям заранее планировать покупки, опять же, чтобы они быстрее освободили торговый зал и дали войти другим гостям», — отметила директор магазина.

ИКЕА внутри
Фото © Форпост Северо-Запад /

Посетители галереи мебели снова могут лежать на кроватях и сидеть на диванах, но теперь для этого им выдают одноразовые простыни и просят по возможности надевать перчатки. Наличие маски — обязательное требование, без закрытых органов дыхания в магазин не пускают.

«Пришлось частично пожертвовать нашей знаменитой тактильностью ради безопасности. Она — главный приоритет, ничего не поделаешь. Кроме того, пока что закрыты наше бистро, детские площадки и магазин шведских продуктов», — уточнила Наталия Борисова.

ИКЕА зал
Фото © Форпост Северо-Запад /

По словам управляющей, за несколько месяцев интернет-продаж сформировался определённый тренд покупок — люди охотно приобретали предметы для гостиной, мебель для спальни, оборудование для рабочих столов и товары для дачи. В то же время клиенты почти перестали заказывать кухни.

«Кухонный гарнитур — обстоятельная, большая покупка. Часто она связана с необходимостью брать кредит. Это важный сегмент наших продаж. Поэтому многие из сегодняшних посетителей пришли именно за кухнями — они спланировали их на карантине и теперь готовы осуществить. Кроме того, мы ожидаем рост импульсивных приобретений — разных приятных мелочей, которые делают походя, без предварительных намерений», — добавила Борисова.

ИКЕА склад
Фото © Форпост Северо-Запад /

Для посетителей магазина в залах работает 250 сотрудников. Директор подчеркнула, что штат филиала получилось сохранить в полном объёме, переведя большинство работников на удалёнку.

«Когда все узнали день открытия, сразу захотели выйти на смену. Покупателей сейчас меньше, но продажи должны быть очень высокими. Сегодня наши первые шаги в новой реальности, и мы намерены совместить безопасность и высокий уровень сервиса», — подытожила Наталия Борисова.

Зачем люди стояли в огромной очереди и нашли ли они желаемое? По всей видимости, по крайней мере часть сегодняшних посетителей не пожалела о визите и потраченном времени. Большинство собеседников корреспондента «Форпоста» подчеркнули, что несмотря на ожидание, они получили, что хотели.

ИКЕА кассы
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Мы знали, что сегодня магазин откроется, и решили заехать. Да, ждали два часа, и купили разные мелочи — ведёрко, тёрку и прочую утварь, а ещё небольшой стеллаж. О времени не жалеем, было приятно вновь вернуться в IKEA», — объяснила петербурженка Оксана, приехавшая в торговый центр с дочкой.

«Я стояла почти два часа, и это того стоило — смогла купить товары, которые пришлось бы ждать минимум неделю при заказе через сайт. Следующий самовывоз был доступен только 20 июля. В другой ситуации я бы наверно подождала, но я недавно переехала, и мне срочно потребовались некоторые вещи. Но вообще, если кто-то хочет купить свечей или других безделушек, я бы не советовала ему пока ехать в IKEA», — рассказала корреспонденту девушка, представившаяся Валерией. В её корзинке лежала сборная этажерка, товары для дома и плюшевый зелёный динозавр.

Мужчина средних лет по имени Пётр признался, что специально приехал в магазин с дочерью Олесей за знаменитой акулой «Блохэй» — полутораметровой плюшевой игрушкой с трогательным выражением морды.

ИКЕА покупатели
Фото © Форпост Северо-Запад /

Хочется отметить, что несмотря на долгое ожидание, посетители вели себя очень дисциплинированно. Люди спокойно ждали, практически никто не пытался пролезть без очереди, а немногочисленные хитрецы действовали на удивление скромно и тактично. Корреспондент «Форпоста» лично наблюдал, как похожая на Бильбо Бэггинса из экранизации Питера Джексона пенсионерка ловко сдвинула ограждение и проскользнула почти в начало очереди, однако окружающие неожиданно отнеслись к предприимчивости пожилой женщины с пониманием.

«Все просто соскучились друг по другу», — благодушно прокомментировал ситуацию сотрудник торгового центра, следивший за порядком на улице.

Кроме IKEA, с начала этой недели в Петербурге сняли ещё несколько ограничений, введённых из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Салонам красоты и парикмахерским разрешили работать по предварительной записи, открылись общественные бани, к прежнему графику работы вернулось городское метро, а в спортивных залах возобновились тренировки — правда, пока лишь для профессиональных атлетов и инструкторов.

Корреспондент «Форпоста» опросил сотрудников нескольких салонов красоты о том, как им работается после отмены барьеров. Арт-директор Royal Beauty на Полтавском проезде Елена Штрекер рассказала, что несколько месяцев карантинных мер вынудили многих хозяев заведений распустить мастеров и серьёзно ударили по частным предпринимателям в сфере бьюти-индустрии города на Неве.

«Нам пришлось очень трудно, это правда. Крупные сети более-менее справились с кризисом, а одиночки, такие, как я, серьёзно пострадали. К счастью, нас стали меньше душить проверками, но общее состояние рынка не даёт бизнесу развиваться. Наша студия ориентирована на премиум-сегмент, здесь работают мастера, чьи услуги не могут стоить дешевле определённого уровня, и сейчас нам стало трудно найти клиентов. Это связано как с коронавирусом, так и с состоянием экономики в целом. Сейчас пошли слухи, что осенью будет вторая волна эпидемии и новый карантин вплоть до февраля. Не знаю, что мы будем делать в таком случае. Но я надеюсь на лучшее, жизненный опыт говорит, что всё плохое рано или поздно заканчивается», — рассказала Елена корреспонденту «Форпоста».

В расположенном неподалёку салону красоты Khann, напротив, царило радостное оживление. На вопрос о состоянии дел администратор заведения рассказала, что поток клиентов увеличился и стал выше, чем был до коронавирусных ограничений.

«После того, как нам опять разрешили работать, всё стало хорошо, мы рады быть здесь, в зале», — рассказала корреспонденту одна из сотрудниц организации.

По словам работниц Khann, им не приходится жаловаться на дисциплинированность посетителей — те приходят на стрижку и другие процедуры в масках и соблюдают меры предосторожности. Персонал отвечает тем же — работает в СИЗах органов дыхания, перчатках и одноразовых халатах из нетканого волокна.

В Петербурге сохраняется неоднозначная ситуация с отменой ограничений на деятельность ряда отраслей бизнеса, включая торговые центры. Ранее власти города анонсировали съём запрета на работу торговых центров, кафе и ресторанов 12 июля. Однако в конце прошлой недели в Смольном продлили действие административного барьера до 26 июля. В ответ на это владельцы торговых площадей пообещали пожаловаться на петербургских чиновников в Федеральную антимонопольную службу.