Санкт-ПетербургПеременная облачность+25°C
$ЦБ:73,64ЦБ:87,17OPEC:45,17

Удастся ли вернуть российских аспирантов в науку

микробиолог
Фото © elglobal.es

Минобороны России сообщило 20 июля об успешном завершении ключевой фазы клинических испытаний вакцины от коронавируса. У всех привитых добровольцев анализы показали выработку иммунного ответа на инфекцию при отсутствии побочных эффектов.

Тестирование препарата проходило в госпитале имени Бурденко, а разработали вакцину ученые оборонных НИИ совместно с коллегами из Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи.

К сожалению, вузовская наука к разработке вакцины никакого отношения не имеет. Хотя по пути сближения образования и исследовательской работы идет весь мир, и эта стратегия себя блестяще зарекомендовала. Ведь если студент вовлекается в научные изыскания с первого курса, то процесс его образования пройдет эффективнее и мотивация продолжать научную деятельность будет выше.

С точки зрения риторики российское высшее образование развивается в том же направлении. Но где результат?

В течение последних семи лет Минобрнауки России решало задачу повышения конкурентоспособности наших ведущих университетов в рамках проекта «5-100». Целью было поставлено улучшение их позиции в глобальных образовательных рейтингах. В результате чиновники спровоцировали университеты искать легкие способы достижения результата. Так бывает в спорте – допинг в коротком горизонте эффективнее изнуряющих каждодневных тренировок. Но карьера сидящих на таблетках спортсменов - недолгая и непрочная.

С вузами происходило нечто похожее. В числе критериев основных мировых рейтингов есть формализованные количественные показатели, такие как соотношение числа преподавателей и студентов или доля иностранцев в вузе. Они не имеют наибольшего веса при ранжировании, но на них проще повлиять.

проект пять сто
Фото © 5top100.ru

Самый весомый показатель, скажем в рейтинге компании Quacquarelli Symonds (QS) – академическая репутация. Представьте, как мог бы поднять своё реноме, например, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, участник проекта 5-100, если бы антикоронавирусную вакцину разработали в его стенах?

Сейчас Минобрнауки усовершенствовало механизм продвижения вузов на международном уровне – недавно была презентована новая «Программа стратегического академического лидерства». Она в своей логике отталкивается уже не только от мирового ранжирования, но и от содействия достижению стратегических целей развития страны. Приоритетом стала подготовка специалистов, способных совершить необходимый отечественной экономике технологический рывок и повышение связи между вузовской наукой и рынком.

Однако многое уже потеряно. На совместном расширенном заседании президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию 6 февраля 2020 года Владимир Путин обратил внимание коллег на то, что только 12% аспирантов выходят на защиту диссертации. Это означает, что научно-образовательная система работает почти вхолостую.

На удельный вес кандидатов наук в общей численности профессорско-преподавательского состава провал с аспирантскими диссертациями пока не повлиял. В 2019 году по сравнению с 2013-м он даже немного увеличился – с 54,7% до 57,9%. Но это может обнадеживать только с формальной точки зрения.

Бюджетная оптимизация за семь лет сократила количество вузовских преподавателей в России более чем на 90 тысяч человек. Возможно, авторы реформы надеялись, что из вузов уйдут наименее квалифицированные кадры. Однако вышло по-другому, «с водой выплеснули ребенка». Университеты лишились почти 9 тысяч докторов наук и 42 тысяч кандидатов.

И что самое тревожное: доля преподавателей в возрасте более 40 лет увеличилась с 2013 по 2019 год с 66% до 74%. Преподавательский корпус стареет. Поэтому, если из тех немногих выпускников, кто продолжает образование в аспирантуре, подавляющее большинство по-прежнему не будет выходить на защиту диссертации, о полноценной вузовской науке через какое-то время можно будет забыть.

лаборатория
Фото © pixabay.com

Задача повышения доли молодых исследователей поставлена в рамках нацпроекта «Наука». Для её достижения Правительством РФ еще в декабре прошлого года был утвержден законопроект, изменяющий условия подготовки кадров в аспирантуре и адъюнктуре. В частности он призван сместить акцент с формальной оценки соответствия программ обучения аспирантов федеральным стандартам на оценку уровня их научной работы и качество диссертаций.

Вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова еще в начале прошлого года говорила, что реформа аспирантуры позволит увеличить долю защиты диссертаций среди ее выпускников до 40%.

Подготовка этого документа спровоцирована диалогом Дмитрия Медведева, тогда, в начале июля 2018 года, занимавшего пост премьера российского правительства, с представителями ректорского сообщества. Оно практически едино в том, что нужно в разы увеличивать долю диссертантов.

Но не пойдут ли чиновники по излюбленному лёгкому пути, не станут ли добиваться увеличения доли диссертационных защит исключительно за счет дальнейшего сокращения количества аспирантов?

Именно «оптимизацию» аспирантуры предлагал Дмитрию Медведеву ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов (стенограмма беседы опубликована на правительственном сайте). Хотя к 2018 году по сравнению с пиковым 2010-м, по данным той же ВШЭ, численность аспиратнов итак уже значительно сократилась (со 156 до 91 тыс. человек).

«Аспирантура сегодня – это 100 тысяч человек, которые получают от 2 до 7 (у технарей) тысяч рублей в месяц. Взрослому человеку, нередко с семьёй, надо на что-то жить – обозначил ситуацию Кузьминов, и предложил из нее самый простой выход. - И честно говоря, Дмитрий Анатольевич, нам надо 100 тысяч сокращать до 30–35».

Возможно пиковая численность аспирантуры в 2010 году – 157,4 тысяч человек – была избыточной. В позднем СССР она насчитывала как раз около 100 тысяч. Но с другой стороны, если мы стремимся развивать экономику знаний, то логично увеличивать и число людей, находящихся на высших образовательных ступенях.

«Аспирантура – это то, чем мы заслуженно гордились в отечественной системе образования - рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко в интервью Анне Шафран на «Вести FM».

Наш кандидат наук – это по европейским стандартам доктор философии. Семь лет реализации проекта «5-100» привели к тому, что аспирантура сократилась на 24%, а число соискателей ученой степени - в 3 раза, 12,5% аспирантов выходящих на защиту – это просто катастрофа.

Задача – повысить научное обеспечение учебного процесса. Нам это удается, в Горном защищаются 70% аспирантов. Мы инвестируем на каждого от 800 тысяч до 3,5 миллионов рублей в год. Параллельно с защитой наши аспиранты защищают работу на получение научной степени в зарубежных вузах-партнерах. Следствием такой организации работы будет и появление научных статей, цитируемость и многое другое».

аспиранты 2
Фото © Форпост Северо-Запад /

В прошлом году Горный университет в очередной раз повысил денежное вознаграждение аспирантов. Базовая стипендия установлена на уровне 15 тысяч рублей. В случае успешной работы над диссертацией вводятся доплаты: на первом курсе ₽15 тысяч, на втором и последнем, соответственно, 25 и 35 тысяч рублей.

За профессиональное владение иностранным техническим языком по направлению своей специальности положена ежемесячная надбавка – 5 тысяч в месяц. Кроме того, вводятся разовые доплаты за публикации научных статей в журналах, индексирующихся в библиометрических базах данных Scopus и WoS.

Итоговая зарплата аспиранта при прохождении всех необходимых аттестаций и суммировании стимулирующих бонусов может достигать 55-60 тысяч рублей. Не дожидаясь правительственных мер стимулирования движения молодых людей в сторону науки, Горный университет продемонстрировал эффективную стратегию.

На федеральном уровне мы наблюдаем за прохождением законопроекта об изменении порядка подготовки аспирантов. В феврале 2020-го, спустя почти два года после встречи ректоров с премьером, документ был принят Госдумой в первом чтении. Второе чтение было назначено на 21 июля, но его перенесли.