Перейти к основному содержанию

Почему Смольный предпочитает культурный «Макдональдс»

Комитет по культуре Санкт-Петербурга 27 июля дал старт второму этапу конкурса по распределению бюджетных субсидий организаторам городских культурных мероприятий. Победители первого этапа уже определены, господдержку на общую сумму 655 млн рублей получат 136 проектов из 282 заявленных.

Публикация результатов конкурса совпала по времени с появлением открытого письма Александра Калягина, председателя Союза театральных деятелей России, в адрес губернатора Петербурга Александра Беглова о недопустимости массовых сокращений в бюджетных театрах. Чиновники решили сэкономить на зарплате в репертуарных театрах. А уменьшать ассигнования на проведение массовых шоу почему-то не стали.

«Субсидии для таких мероприятий в этом году были приоритетной задачей. Для нас очень важно сохранить наши традиции в столь непростое время, поддержать те проекты, без которых уже нельзя представить культурную жизнь города» - цитирует первого зампреда Комитета по культуре (на тот момент ВРИО главы ведомства) Александра Воронко пресс-служба городской администрации. Что же, по мнению чиновников, определяет культурную жизнь Петербурга?

Одним из наиболее удачливых конкурсантов стала, например, Автономная некоммерческая организация «Институт культурных и гуманитарных проектов». Они получили субсидии сразу по трем заявкам на общую сумму ₽23,56 миллиона. Самой крупной удостоился фестиваль «Театральное дефиле». К сожалению, его театральность состоит в том, что подиумом для показа модной одежды служит прославленная сцена Александринского театра.

Или еще один их проект - «Театр на ладошке». Там действительно речь идет о кукольных представлениях для детей до 4-х лет. Но его создатели объявили на своем сайте о том, что открывают филиалы по России. В этом нет ничего плохого, но все-таки подобное масштабирование ближе к бизнесу, чем к искусству.

Видимо эстрадные шоу, модные показы и развивающие бэби-франшизы – это и есть то, что ближе всего в искусстве для чиновников Культурной столицы. Показательный пример политики Петербургских властей в этой области - концерт на Дворцовой площади в День ВМФ. В соцсетях до сих пор обсуждаются видеоролики, на которых поклонники пытаются найти точку, откуда можно запечатлеть хедлайнера мероприятия Игоря Сукачева. Естественно им это не удается, ведь сцена наглухо отгорожена от зрителей, и увидеть легендарного рокера можно только в интернет-трансляции.

концерт Сукачева
© Форпост Северо-Запад

Назначение, распределяемых на конкурсной основе субсидий, буквально звучит так: «на финансовое обеспечение (возмещение) затрат социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий в области культуры и искусства, в том числе на постановку и показ драматических спектаклей». Однако из 655 миллионов рублей, распределенных на первом этапе конкурса, на спектакли приходится только ₽16,3 млн – в 39 раз меньше, чем на шоу-программы и околокультурные действа. К тому же из «театральных» денег большая часть досталась антрепризе.

Подобные конкурсы немало способствуют дискредитации самой идеи соревновательности при распределении государственной финансовой поддержки. Когда российская экономика столкнулась с реальными серьезными проблемами, возникшими из-за коронавируса, правительство нашло эффективный и справедливый способ распределения помощи. Речь идет о беспроцентных кредитах малому бизнесу, сохранившему рабочие места, несмотря на ограничения деятельности. Были выработаны четкие цифровые индикаторы раздачи денег, такие как сохранение среднесписочной численности сотрудников на март месяц, исключающие предвзятый подход.

Комитет по культуре, напротив, руководствуется исключительно субъективными факторами. Среди критериев оценки конкурсных заявок художественные достоинства проектов и качество оформления документации. То есть вопрос личных пристрастий людей, принимающих решение. Во всем мире это считается фактором риска для коррупции. Но Петербург – Культурная столица, о каких откатах здесь может идти речь?

Для наших чиновников главное сохранить культурные традиции и не провалить план. В прошлом году Комитету по культуре Санкт-Петербурга удалось на 168,6% выполнить задание по росту посещаемости театрально-концертных мероприятий.

В 2020 году вышел президентский указ от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года». Среди поставленных в нем стратегических целей есть увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза.

В этой связи можно предположить, что чиновники Петербурга в очередной раз вспомнят об особом статусе города, возьмут на себя повышенные обязательства и достигнут цели не за десять лет, а за год или два. Репертуарные театры в этом деле точно не помогут.

Несмотря на то, что лучшие из них традиционно дают спектакли со 100% заполняемостью, количество кресел в зрительных залах ограничено. Тем более во времена коронавируса, когда театры, возможно, откроются на условиях использования «шахматного» принципа рассадки зрителей – через одного. Уличные шоу в плане посещаемости куда удобнее. Особенно если они транслируются онлайн.