Санкт-ПетербургПасмурно+11°C
$ЦБ:77,08ЦБ:91,36OPEC:40,91

Университет – не место для молодых ученых?

молодой ученый
Фото © pixabay.com

В понедельник 14 сентября глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил о старте новой программы поддержки молодых ученых. «Для только что выпустившихся кандидатов наук, как правило, нет мест внутри университетов. С другой стороны, они очень мобильны и куда-то переезжают. Их надо поддержать буквально год-два» - цитирует Фалькова портал «Будущее России. Национальные проекты».

В этой реплике министр затронул одну из серьезных проблем высшей школы – старение профессорско-преподавательского состава. По данным министерства, почти 20% его общей численности приходится на возрастную группу старше 65 лет, а преподаватели за 40 составляют три четверти.

Говоря об отсутствии мест внутри университетов для молодых кандидатов, министр фактически признал, что проблема возрастного перекоса в вузах сохранится. Для Минобрнауки сегодня важно удержать выпускников аспирантуры хотя бы в той сфере, где они начали свои научные изыскания.

Одной из главных целей нацпроекта «Наука» является увеличение в полтора раза количества молодых защитившихся диссертантов, выбравших карьеру исследователя или преподавателя. Термин «исследователь» здесь толкуется в соответствии с определением Росстата, как работник непосредственно участвующий в создании «новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем», а также в управлении этими процессами.

исследователи
Фото © pixabay.com

Дефиниция достаточно расплывчатая. Она позволяет отнести к этой категории практически всех, кто занимается инновациями в экономике, то есть не только вузы, академические и отраслевые институты, но и промышленные предприятия. Поэтому выполнение целевого показателя нацпроекта по доведению доли исследователей моложе 39 лет до 51% представляется вполне реалистичным. Фактически по итогам 2018 года эта доля уже составляла 44%. «Контрольный пакет» в широко понимаемой сфере научных изысканий почти перешел к молодежи.

Если говорить только об университетах, которые осуществляют не только обучающую, но и исследовательскую функцию, то картина иная – старение кадров усугубляется. С 2013 года доля преподавателей старше 65 лет увеличилась на 3%. В свете этой статистики констатация Министерством высшего образования и науки отсутствия мест в университетах для только что защитивших диссертации кандидатов наук звучит как приговор идее прилива «новой крови» в вузовский организм. А ведь именно университетской науке, где исследования тесно связаны с обучением, сейчас отводится роль драйвера в развитии интеллектуального потенциала страны.

Приток молодежи на работу в вузы сдерживается государственной политикой сокращения штатной численности и недостаточной личной мотивацией выпускников. Утвержденная правительством «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» предусматривает уменьшение среднего числа вузовских преподавателей в расчете на одного студента. Исключение было сделано лишь для отдельных университетов, которые нашли самый простой способ повысить свои позиции в мировых образовательных рейтингах – «задавить» конкурентов преподавательской массой. Кстати, эта тактика так и не помогла им существенно продвинуться в глобальной «табели о рангах».

преемственность в науке
Фото © pixabay.com

С мотивацией тоже не всё в порядке. Работать в университетах остаются, как правило, те выпускники, которые начали заниматься наукой еще в период учебы. Но этому мешает денежный вопрос. В 2016 году социологи Ивановского госуниверситета провели исследование. Оно показало, что, несмотря на формальную вовлеченность примерно трети студентов в научную работу (причем это характерно как для региональных так и для столичных университетов), лишь немногие студенты считают эту деятельность своим личным приоритетом.

Большинство опрошенных студентов (44,1%) главной причиной прохладного отношения к исследовательской деятельности в период учебы назвали отсутствие времени. Второй по популярности ответ (28,5% респондентов) лежит примерно в той же плоскости – высокая учебная нагрузка. Еще 12,5% студентов ответили, что их научным изысканиям мешает отсутствие материальных стимулов.

Ссылки на нехватку времени – это тоже, по сути, разговор о материальном факторе. Поскольку «время – деньги», и без приработка большинству студентов просто не выжить. А зарабатывать деньги наукой еще до получения диплома удается немногим.

Положительный опыт организации системы студенческого заработка через науку все-таки существует. Правда, лишь в качестве инициативы отдельных вузов. Например, по словам председателя Совета ректоров Приволжского федерального округа Романа Стронгина Всероссийский федеральный ядерный центр создал свое математическое отделение на площадке Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Там около двухсот студентов и аспирантов не просто практикуются, а именно работают и зарабатывают.

В Волгоградском государственном техническом университете сделали упор на привлечение грантовой поддержки студенческих научных проектов. Для этой цели создан специальный консультационный сервис «Фандрайзинг». С его помощью студенты получают информацию о возможных грантах и правилах подачи заявок на их получение. С помощью этого сервиса, как сообщается на портале Минобрнауки, финансовую поддержку получили 43 научно-исследовательские инициативы.

аспиранты горного
Фото © Форпост Северо-Запад /

В Санкт-Петербургском горном университете для вовлечения студентов в научную работу создана программа «Ассистент учёного из числа обучающихся». С ее помощью решается задача преемственности исследовательской работы в вузе. Студенты идут в аспирантуру уже хорошо понимая сферу своих будущих научных интересов. Кроме того, они знают о высоком уровне социальной защищенности аспирантов и преподавателей.

Сегодня итоговый заработок аспиранта Горного с учетом стимулирующих надбавок достигает 55-60 тысяч рублей, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава как минимум вдвое выше. К сожалению, доля бюджетного финансирования в общих затратах университета в расчете на одного студента, без учета стипендий, не превышает 35%. Остальное удается найти благодаря доходам от научно-исследовательской деятельности и помощи партнеров вуза.

В результате доля тех, кто защищает кандидатскую диссертацию в срок, составляет сегодня в Горном около 70%, и почти половина штата научно-академических сотрудников вуза укомплектована молодыми людьми в возрасте до 40 лет.