Перейти к основному содержанию

На «круглом столе» Госдумы по водороду Горный университет представил своё видение проблемы

круглый стол водород
© Форпост Северо-Запад

Во вторник 29 сентября в Комитете Госдумы по энергетике прошел «круглый стол» на тему «Водородная энергетика: текущая ситуация и перспективы развития в России и мире». Встреча проходила в онлайн-формате с участием представителей заинтересованных министерств, научных организаций и бизнеса.

Обсуждались возможности производства, хранения, транспортировки и применения водородного топлива, отнесенного в Энергетической стратегии России на период до 2035 года к числу инновационных направлений развития отрасли. Общий объем выработки водорода в мире пока не велик – в пределах 55-65 млн тонн, и среднегодовые темпы его увеличения за последние 20 лет составляли всего около 1,6%. Тем не менее Евросоюз уже объявил о планах импортировать на свою территорию к 2030 году до 10 млн тонн водорода.

Проблемы развития отрасли, как было отмечено участниками встречи, носят общемировой характер. Помимо экономической неэффективности, это вопросы безопасности и несоответствия существующей транспортной инфраструктуры требованиям водородной энергетики.

Лейтмотивом выступления директора Центра компетенций в области техники и технологии освоения месторождений в арктических условиях (ЦК «Арктика») Санкт-Петербургского горного университета Михаила Двойникова стал вопрос подготовки квалифицированных инженерных кадров, способных работать с новым видом энергии.

«Сейчас в вузах России нет направлений подготовки и специальностей, где готовили бы инженеров, способных к практической работе с водородным топливом. Это задача Минобрнауки. Если завтра придет водород, инженер по трубопроводному транспорту должен понимать, как с ним обращаться» - сказал Двойников.

Двойников
© Форпост Северо-Запад

Кроме того, он подробно остановился на идущих сейчас в Горном университете научных экспериментах в области водородной энергетики. Так, например, это исследования в области «бирюзового» водорода, топлива получаемого на основе пиролиза метана.

«Есть уже первые результаты в логистике – отметил Двойников. - Мы пришли к выводу, что наиболее перспективным каналом транспортировки водорода для России является Северный морской путь. В настоящее время занимаемся разработкой технологических схем доставки и хранения топлива».

В заключении своего выступления Михаил Двойников напомнил участникам «круглого стола» и о том, что, несмотря на важность поиска эффективных технологий в сфере водородного топлива, инвестиции в развитие нефтегазовой отрасли все-таки остаются перспективным стратегическим направлением развития энергетики.