Санкт-ПетербургПеременная облачность+0°C
$ЦБ:76,32ЦБ:91,31OPEC:46,72

Как Китай Белоруссию «охмурил»

Лукашенко и Си
Фото © nashaniva.by

В Пекине на очередном пленуме ЦК Компартии Китая утвержден план развития на 14-ю пятилетку. Основное внимание будет уделяться синхронизации роста экономики и доходов граждан. Для этого к 2025 году объем внутреннего потребления должен увеличиться в полтора раза.

Говоря о преемственности социалистической модели на постсоветском пространстве, большинство людей, скорее всего, вспомнят Белоруссию. Правы ли они, и как на практике западный сосед России вписывается в парадигму глобализации с китайским лицом?

На прошлой неделе китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» в окрестностях Минска пополнился очередным резидентом. Компания «Синьвэй» будет собирать в Белоруссии велосипеды на электрическом ходу, и поставлять их в Европу. Сегодня в «Великом камне» уже 67-м резидентов. Его можно назвать одним из наиболее удачных примеров промышленного сотрудничества стран СНГ с Китаем. Вопрос в том, можно ли его назвать взаимовыгодным.

Развертывание экспортного производства в Белоруссии, вблизи европейских рынков, в полной мере соответствует стратегии КНР на формирование среднезажиточного общества. Они теперь, как некогда США, извлекают дополнительную прибыль из переноса собственного производства в третий мир. Пленум ЦК КПК сформулировал задачу вывести к 2035 году показатель валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности на уровень $30 долларов в расчете на одного жителя страны. Чтобы достичь этого в условиях неясных перспектив развития мировой торговли, выдвинута идея «двойной циркуляции». Она означает, что внутреннее потребление будет теперь не менее важно, чем экспортные поставки.

Великий камень 1
Фото © Индустриальный парк «Великий камень» / industrialpark.by

Сегодня ВВП на душу населения составляет в Китае чуть более $16. Для сравнения, в США - $62, в России - $27. Даже Белоруссия из-за ее малой населенности демонстрирует более высокий результат - $19. На первый взгляд, кажется, что Поднебесная поторопилась примерить на себя стратегию передовых стран. А задачу поставила перед собой наоборот не слишком амбициозную – довести подушевой ВВП всего до половины сегодняшнего американского уровня.

Если же посмотреть внимательнее, то окажется, что «золотой миллиард» мирового среднего класса вполне может в ближайшие годы удвоиться за счет Китая. Уже сейчас там 400 миллионов человек, имеющих среднеевропейское благосостояние. Кстати, по абсолютному значению ВВП Поднебесная практически вдвое превысит текущий результат в США.

Что получает Белоруссия от вовлечения в китайские проекты? Достаточно оценить условия, которые индустриальный парк «Великий камень» предоставляет своим резидентам, чтобы сделать вывод о скудности выгод от сотрудничества с могущественным восточным соседом. Налог на прибыль от деятельности велосипедного завода «Синьвэй» и других резидентов – 0% в течение ближайших 10 лет. Земельный налог и налог на недвижимость – 0% на период до 2062 года. Обнулены также таможенные пошлины, НДС и налог на дивиденды.

Белорусскому бюджету остаются отчисления с зарплат заводского персонала. Подоходный налог, конечно, не обнуляется, но и он будет уплачиваться на льготных условиях - по ставке 9%, а не 13% как у большинства наемных работников в стране. Доля отчислений в социальный фонд тоже снижена – до 35% от среднего уровня среди белорусских предприятий.

Великий камень льготы
Фото © industrialpark.by

В управляющей компании «Великого камня» Республика Беларусь имеет 31% акций, китайская сторона – 68%, так что и влияние на арендную политику парка у принимающей стороны ограничено. Если подобный опыт будет масштабироваться, то через несколько лет от бережно сохраняемого президентом Александром Лукашенко социального государства ничего не останется.

Стране уже сегодня приходится прибегать к тактике поддержания необходимого уровня бюджетных расходов за счет внешних заимствований. В июне 2020 года Белоруссия разместила два выпуска еврооблигаций на сумму $500 и $750 миллионов. Возвращать долги будут в 2026 и 2031 годах, а процентные ставки составляют соответственно 5,9% и 6,4%.

Инвестиционные фонды США, Великобритании и континентальной Европы с удовольствием вложились в эти бумаги, что неудивительно. Такую доходность сегодня получить в Европе весьма проблематично. Белорусским налогоплательщикам придется напряженно трудиться, чтобы государство могло обслуживать займы. А резиденты «Великого камня», как мы убедились, им в этом не помощники. По крайней мере, на ближайшее десятилетие, или даже до 2062 года. А есть ли у белорусских властей уверенность, что к этому времени они не свернут производство?

Вероятно они рассчитывают пройти путем того же Китая, который в свое время с удовольствием привлекал на свою территорию иностранные производства. И извлек из промышленной экспансии Запада выгоду для собственного процветания. Аналогия есть, но лишь в общих чертах. А дьявол, как известно, кроется в деталях.

Великий камень 5g
Фото © industrialpark.by

Безусловная польза Белоруссии от производства китайских велосипедов и другой подобной продукции, пожалуй, состоит в том, что это благотворно повлияет на ВВП. Сегодня, как уже было сказано, он здесь на уровне $19,1, что приблизительно равно результату 2014 года. В 2015-2016 произошел спад до $17,8. С 2017-го начался период восстановления. Налицо цикличность развития. В какой-то момент произойдет новый спад, и инвестиции уйдут с развивающихся рынков. Производство закроется, останется пустая площадка с подведенными коммуникациями. В Китае же график ВВП как минимум с 1990 года не меняет направления – планомерный рост выше среднего значения по рынку.

В первом полугодии 2020 года белорусский экспорт в РФ снизился по сравнению с аналогичным периодом 2019-го на 421,6 миллиона долларов. Тем не менее, сотрудничество с «капиталистической» Россией остается для белорусов куда более выгодным, чем «многовекторная» ориентация. Россия – незаменимый рынок сбыта для БелАЗов, МАЗов и тракторов BELARUS. И очевидно, что эффект от таких проектов, как, например, производство китайских велосипедов для Евросоюза по определению не сопоставим со значением производственной кооперации с российскими предприятиями.