Перейти к основному содержанию

Почему рынок такси скоро перестанет всех устраивать

такси 112020_1
© pixabay.com

За последние пять лет количество таксистов в России увеличилось более чем наполовину. Казалось бы, рынок уже достиг потолка, но по прогнозу «ВТБ Лизинга» к 2025 году совокупный таксопарк вырастет еще на 75%, до семисот тысяч автомобилей.

Сегодня в самом динамичном сегменте транспортной отрасли занято около 600 тысяч водителей, диспетчеров и прочих сотрудников. Многие таксисты работают посменно, поэтому людей примерно в полтора раза больше, чем машин. Следовательно, если прогноз по таксопарку осуществится, то рабочих мест станет уже больше миллиона. Примерно такова численность персонала в сфере добычи полезных ископаемых или, например, в области культуры, спорта, досуга и развлечений. Можно ли столь стремительное развитие считать успехом?

Аналитический центр при Правительстве РФ посвятил рынку такси в конце прошлого года отдельный доклад. По их оценке его годовой оборот уже достиг ₽810 миллиардов. То есть каждый россиянин расходует на поездки более пяти с половиной тысяч рублей. Такси набирают популярность в первую очередь из-за постоянно снижающегося среднего чека.

Отрасль опровергает распространенное мнение о том, что в России всё только дорожает. По данным департамента транспорта Москвы в период наиболее интенсивного роста рынка (с 2014 по 2018 год) стоимость одной поездки по столице снизилась с 680 до 455 рублей. Такси становятся хорошей альтернативой общественному транспорту, где тарифы наоборот ежегодно увеличиваются. Например, в столице единый билет шесть лет назад стоил 40 рублей, а сегодня уже 57.

такси_112020_2
© pixabay.com

Помимо снижения цены услуги на привлекательность такси положительно влияет очевидный прогресс в логистике. С появлением агрегаторов, то есть электронных сервисов, таких как Uber, Яндекс-такси, Гетт или Ситимобил, у клиентов сократилось время от заказа до прибытия автомобиля. Сегодня в среднем через 7 минут он уже ожидает у подъезда.

Успешное развитие сервисов такси несколько сдерживает распространение каршеринга. Тем не менее, его экспансия еще интенсивнее. За пять лет, по мнению экспертов «ВТБ Лизинга» автопарк в сегменте увеличится с 30 до 80 тысяч автомобилей. Вместе такси и каршеринг будут генерировать годовой денежный оборот около 2 триллионов рублей. Более половины этой суммы они получат за счет замещения личного и общественного транспорта. Если первое нейтрально для дорожного трафика, то второе - прямой путь к ухудшению ситуации с заторами. Масла в огонь подлил и коронавирус. Люди опасаются подхватить инфекцию и предпочитают перемещаться по городу в легковом автомобиле, а не дышать друг на друга в метро, трамвае или троллейбусе.

Неконтролируемый рост автопарка – это только одна из негативных издержек стремительного вхождения цифровых технологий в сферу транспортных услуг. Не менее серьезной проблемой для властей стало снижение возможностей регулирования. Электронные сервисы упростили взаимоотношения между клиентами, операторами и водителями до максимума. И всё это функционирует при полном отсутствии не только бумаг с печатями, но и очного контакта с работодателем.

Missing материал.

Любой желающий может скачать мобильное приложение, загрузить туда фотокопию своего водительского удостоверения, свидетельства о регистрации автомобиля, переслать реквизиты банковской карты и в течение получаса выйти на линию. Никакого другого взаимодействия, за исключением периодического фотоотчета о состоянии автомобиля, не потребуется. В случае необходимости арендовать таксомотор процедура усложнится, но ненамного. Участие автопарка, именуемого «подключайкой», также не предполагает обязательной встречи с водителем. А с появлением возможности получить официальный статус самозанятого необходимость в посредниках между Яндексом (или другим агрегатором) и водителем совсем исчезла.

Фактически сегодня сложился рынок совершенной конкуренции, где соперничество строится исключительно на ценовых факторах, регуляторные ограничения минимальны, а спрос и предложение имеют огромный потенциал. Особенно предложение - массовое закрытие производственных предприятий оставило без работы сотни тысяч мужчин трудоспособного возраста. У большинства из них есть водительские права.

Избыток рабочих рук провоцирует снижение заработков. Доход московских таксистов за одну смену по данным исследования Высшей школы экономики в 2019 году сократился по сравнению с 2014-м в три с половиной раза – до 1382 рублей. Довольны ли потребители?

такси_112020_5
© pixabay.com

Безусловно, снижение тарифов не может их не радовать. Однако есть и побочные эффекты. Пострадала в первую очередь безопасность. Основная масса таксистов работает по 12 часов в смену, а то и более. При этом внедрение системы интернет-заказов свело простои к минимуму. Люди снуют по городу почти без перерывов в постоянном стрессе из-за гонки за бонусами. Их можно получить, если подать машину заказчику быстрее расчетного времени. Без грубых нарушений правил дорожного движения сделать это почти невозможно. Никого на дороге уже не удивляют лихачи, поворачивающие налево из правого ряда, или разворачивающиеся через сплошную линию. Скорее всего, они только что приняли новый заказ и рванули в гонку за бонусом.

Рынок такси удобен государству как возможность абсорбировать избыточные трудовые ресурсы. Но игнорировать проблемы безопасности уже невозможно. Единственное чего удалось добиться от агрегаторов – это принудительное отключение в мобильном приложении у таксиста функции приема заказов после 14 или 16 часов непрерывной работы. Но никто не мешает ему временно переключиться на альтернативный агрегатор. Достаточно запустить другое мобильное приложение на смартфоне, и можно продолжать работу. Трудовое законодательство в таких условиях отправляется в утиль. За ним следуют и требования технического контроля автотранспорта и обязательный медицинский осмотр шоферской братии.

Основным нормативным документом для участников рынка такси на сегодня является Закон №65-ФЗ от 2011 года, в котором нет ни слова о сервисах электронного заказа. В течение пяти лет чиновники безуспешно пытаются актуализировать регуляторную базу. Сегодня в подвешенном состоянии находятся три законопроекта.

Первый - подготовлен Минтрансом РФ в январе 2015 года. Он даже не дошел до Госдумы. Второй, так называемый «проект Москвичева», внесен самими депутатами летом 2018 года. К январю 2019 года они смогли довести его до принятия в первом чтении. На этой стадии он находится и сегодня. Третий документ - «законопроект Турчака» - датирован декабрем 2019 года. В нем содержится, например, такая революционная мера как запрет на работу с иностранными водительскими правами. Прописана и солидарная ответственность службы заказа за ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия.

Это важные новации, которых ждут потребители. Но, к сожалению, дальше профильного комитета проект пока не продвинулся. Возможно, среди его противников нашлись влиятельные лоббисты. Или причина в скорости изменения рыночной ситуации – чиновники не успевают откорректировать проекты, пока они в очередной раз не потеряют актуальности.