Перейти к основному содержанию

Школьникам и учителям презентовали «пятилетку воспитания»

школьники 18112020
© Форпост Северо-Запад

В минувшую пятницу Правительство России опубликовало очередной пятилетний план мероприятий по развитию воспитательной компоненты в образовании. Среди дежурных мероприятий, продолжающих идеи предыдущего плана, содержится инновационный пункт о разработке и внедрении с 2021 года системы мотивации обучающихся.

Интересно, что в Стратегии развития воспитания, во исполнение которой утвержден перечень мероприятий, мотивация упоминается только в связи со здоровым образом жизни. Сейчас же речь идет о побуждении не только к физкультуре, но и к учебе, общественной активности и так далее. Видимо сегодняшние дети уже настолько выпали из социума, что правительство не могло не отреагировать. Как говорил выдающийся отечественный психолог Лев Выготский, «для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели». Как же правительство собирается управлять целеполаганием школьников?

По данным Института возрастной физиологии 90% детей, поступивших в первый класс, имеют очень высокое желание учиться. Первое время они старательно осваивают новые знания, но уже спустя три месяца 60% из них теряют интерес к школьным предметам. У многих это сохраняется до выпускного.

школьники_18112020_2
© pixabay.com

Среди всех нынешних школьников нашлось только 28% таких, которые заявили, что учеба им нравится. Годом ранее было 35%. Это уже данные опросов Общероссийского народного фронта. Про отношение к воспитательным мероприятиям проводившие опрос активисты ОНФ даже не спрашивали. Видимо опасались нарваться на грубость. Ученикам сегодня настолько часто внушают мысль о важности образования и хорошего воспитания для будущей жизни, что нарушается главное условие психологического закона Йеркса-Додсона. Оно гласит, что избыток мотивационных усилий всегда снижает их результативность.

Педагог-психолог московской школы №1151 Ирина Жукова на вебинаре в октябре нынешнего года привела пример своего типичного диалога со школьными учителями.

- Сколько раз вы уже напоминали детям о важности ЕГЭ и хорошего аттестата для будущей карьеры?

- Миллион раз.

- Как вам кажется, дети приняли ваши аргументы?

- Безусловно, они понимают как всё это важно.

- Тогда какой же смысл в многократном повторении увещеваний?

Психологи Йеркс и Додсон пришли к выводу, что решение наиболее сложных и нетривиальных задач нуждается в наименьшей внешней мотивации. У одних перебор приводит к суете и имитации бурной деятельности, у других к боязни неверных решений. Это правило как нельзя лучше подходит к воспитательной работе. Возможно, что идеологическое банкротство позднего СССР не в последнюю очередь было связано с пренебрежением простыми правилами психологии. Нынешние разговоры о воспитательной работе в школе часто наводят на мысль о «старых граблях».

Missing материал.

Среди мероприятий Плана по воспитанию есть, например, пункт о создании и распространении «позитивного контента для детей и молодежи», в том числе в интернете. Представьте себе, сколько правительству пришлось бы потратить денег, чтобы полезный контент был заметен на фоне всего прочего. Вряд ли бюджету по силам такое, но никто не отменял принцип: не можешь победить - возглавь. Тем более что базовый элемент компьютеризации образовательного пространства уже присутствует – практически каждая школа имеет собственный сайт. Дальше дело за тем, чтобы из статичной витрины он превратился в живой форум нестесненного общения.

Обратимся к рейтингу школьных сайтов, учрежденному «Российским новым университетом» и Издательством «Просвещение». Его миссия начинается словами: «…для стимулирования применения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Дальше можно не продолжать – речь идет об инструменте ради инструмента.

Критерии оценки сайтов полностью соответствуют заявленной миссии. В разделе о коммуникационных сервисах, желательных для реализации на школьных порталах, говорится только про обратную связь по электронной почте и ссылках на страницы школы в соцсетях.

Так может быть, в Фейсбуке, ВКонтакте или Инстаграмме школа смогла организовать хоть какой-то живой диалог педагогов с учащимися? «Форпост» посетил несколько таких страниц. Результат одинаковый – они наполнены в основном перепостами пресс-релизов муниципальных управлений по образованию. И никаких комментариев под ними нет.

Тем не менее, в подобный сизифов труд вложено много сил и времени преподавателей и администрации школ. И это только часть разнообразной внеучебной активности. Возьмем для примера План воспитательной работы Гимназии №9 города Химки (это школа из числа победителей рейтинга сайтов). Документ на десяти листах, охватывает гражданско-патриотическое, правовое, нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, экологическое воспитание, а также вопросы школьного самоуправления, профориентации и взаимодействия с родителями. Мероприятия запланированы на первый взгляд довольно интересные. Но только в случае, если будут проводиться не для галочки, что зависит уже от мотивации не столько учеников, сколько учителей.

Missing материал.

На этот счет имеется исследование Института стратегии развития образования. Согласно данным проведенных опросов, качественной воспитательной работе сегодня в основном мешает высокая преподавательская загруженность. Два года назад главным препятствием была «чрезмерная внешняя регламентация работы инструкциями и отчетами». Сегодня она сохранилась, но отступила на второй план из-за возросшей учебной нагрузки, которая нередко уже превышает 30 часов в неделю.

Плюс репетиторство, чтобы более-менее зарабатывать. Сегодня с репетиторами занимаются до 80% московских школьников и около 60% их сверстников в провинции. Обучают их по большей части те же школьные учителя. Представьте себе, какова на таком фоне могла быть реакция учительского сообщества на введенные с 1 сентября 2020 года поправки в Закон «Об образовании в РФ», ужесточившие требования к воспитательной работе.

На Западе и Востоке внеучебная деятельность тоже не игнорируется. Например, парламент Великобритании в 2002 году принял решение об обязательном воспитании гражданственности в средних школах. Совет Европы в 1996 году дал старт учебным программам «Воспитание демократической гражданственности». В актуальной редакции «Основного закона об образовании» в Японии (2006 г.) появился параграф о воспитании у школьников любви к своей стране и малой родине. Патриотизм у них основан на стержневых понятиях «Долг признательности» и «Долг чести».

Можно было бы утверждать, что российская воспитательная концепция развивается в русле общемировых тенденций, если бы не настораживающий факт. Александр Джуринский в книге «Сравнительное образование. Вызовы ХХI века» привел данные мониторинга, согласно которым наши школьники находятся на предпоследнем месте в Европе по степени участия в политических дебатах в классе. А это как раз та форма воспитательной работы, которая максимально избавлена от формализма и имитаторства.