Перейти к основному содержанию

Поможет ли нашим городам российская разработка, очищающая выхлопные газы

Невский
© Форпост Северо-Запад

«Роснефть» сообщила о старте промышленной эксплуатации уникальных катализаторов гидроочистки собственного производства. Они необходимы для получения из нефти дизельных топлив с ультранизким содержанием серы. За незначительным на первый взгляд событием скрывается настоящий прорыв, который может способствовать решению сразу нескольких стратегических задач. Например, снижению объёма выбросов вредных веществ из выхлопных труб автомобилей, а также резкому повышению энергетической безопасности России. «Форпост» выяснил, насколько это реально.

Около пяти лет назад один высокопоставленный нефтяник в частной беседе весьма скептически оценил степень негативного влияния на отечественную экономику западных санкций, введённых в связи с крымскими событиями. Он отметил, что ограничительные меры не принесут нам серьёзного урона, а для некоторых отраслей, например, для сельского хозяйства, станут даже позитивным фактором. В то же время мой собеседник обратил внимание на то, что технологическая устойчивость нашей страны зависит от такой, казалось бы «мелочи», как катализаторы, необходимые при производстве топлив и масел.

НПЗ
© gazprom-neft.ru

Проблема в том, что в России их тогда почти никто не выпускал, и вся нефтепереработка функционировала за счёт импортных поставок. Достаточно было лишь запретить их, и мы столкнулись бы с колоссальным дефицитом бензина и дизеля (теоретически их можно производить и без катализаторов, но продукт в этом случае получится столь некачественным, что срок службы транспорта многократно сократится). Последствия оказались бы трагическими. Очереди на автозаправках, существенный спад грузовых перевозок, нехватка в магазинах товаров первой необходимости, резкое ускорение инфляции… Одним словом, катастрофа, сопоставимая с тем, что творилось в последние годы существования Советского Союза.

Что же представляют собой катализаторы? И почему они так важны? Визуально это небольшие белые гранулы в форме трилистника, сырьём для производства которых является гидроксид алюминия. На нефтеперерабатывающих заводах их послойно загружают в огромные проточные реакторы высотой до 15 метров, предназначенные для очистки топлива. В частности, для удаления из него азотсодержащих и серосодержащих соединений.

«Требования к содержанию серы в топливе постоянно ужесточаются. Сейчас, например, предельно допустимая концентрация - 10 РРМ, то есть одна тысячная процента (0,001%). Это значит, что качество катализаторов также должно находиться на высочайшем уровне. В течение всего срока межремонтной эксплуатации реактора на НПЗ, а это, как минимум, год, они должны выдерживать колоссальные нагрузки и не терять своих свойств. Для того чтобы было понятно, поясню: речь идёт о работе в условиях агрессивной среды, при температурах около 400 градусов, давлении до 5 мегапаскалей, а также воздействии собственного веса, когда верхние слои давят на нижние. Эпоха электромобилей наступит ещё не скоро, а жители городов хотят дышать чистым воздухом уже сейчас, поэтому нам необходимо постоянно работать над совершенствованием этой технологии. Тем более что помимо экологии речь идёт и об энергобезопасности страны», - пояснил аспирант Санкт-Петербургского горного университета Ростислав Коноплин (его исследование «Проблемы освоения промышленного производства современных отечественных катализаторов гидроочистки» стала лауреатом Международного конкурса молодых учёных» «Актуальные проблемы недропользования»).

катализаторы
© Форпост Северо-Запад

Долгие годы наши предприятия закупали катализаторы на Западе, причём поставщики ревностно контролировали всю технологическую цепочку их использования, вплоть до того, что сами загружали трилистники в реакторы и вынимали их оттуда. Лишь бы российские коллеги не смогли наладить собственное производство и выпустить аналогичную продукцию. Однако в последнее время крупные корпорации, прежде всего, «Газпром нефть» и «Роснефть» сделали серьёзные шаги к тому, чтобы изменить ситуацию. То есть восстановить научный потенциал, который существовал во времена СССР, но был полностью утерян в девяностые.

Представители «Роснефти», в частности, заявили в первой декаде декабря о том, что начали промышленную эксплуатацию на одном из дочерних предприятий (РНПК) собственных катализаторов для гидроочистки дизельного топлива. Как сообщили в пресс-службе компании, инновация не только не уступает импортным образцам, но по ряду показателей даже превосходит их. Это стало возможным, благодаря вводу в строй в январе 2020 года на площадке Новокуйбышевского завода опытно-промышленного комплекса для производства катализаторов гидроочистки. Развитие этого проекта должно в течение пяти лет снизить долю их импорта российскими НПЗ с нынешних 90 до 50%.

Разработки, связанные с повышением эффективности катализаторов и снижением себестоимости их изготовления, ведутся и в Санкт-Петербургском горном университете. Его учёные уже завершили этап лабораторных изысканий и приступили к испытаниям на полупромышленных установках.

катализаторы
© Форпост Северо-Запад

«Наша задача состоит в том, чтобы повысить эксплуатационные свойства носителей (оксид алюминия, производимый из исходного сырья, – ред.) для катализаторов. Сегодня мы уже получаем пилотные партии на промышленных линиях и по ряду характеристик фиксируем очень хорошие результаты. В частности, по прочностным свойствам, которые повышают устойчивость к механическому разрушению, а также текстурным – они отвечают за эффективность. Уверен, что в обозримой перспективе мы будем готовы внести свой вклад в создание конкурентной среды на отечественном рынке», - отметил Ростислав Коноплин.

Подобные исследования входят в число наиболее востребованных в Европе, и это не случайно. Там прекрасно понимают, что до заката эпохи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания пока очень далеко, а уменьшать объём выбросов парниковых газов из выхлопных труб необходимо здесь и сейчас. В противном случае процесс изменения климата, который происходит на планете, может пройти точку невозврата.

Для России создание собственных производств высококачественных катализаторов – это ещё и вопрос повышения энергобезопасности. Не менее амбициозная цель – создание практически с нуля целой отрасли с миллиардными оборотами, которая обречена на рост в течение нескольких ближайших десятилетий. То есть способна внести значительный вклад в повышение российского ВВП.

Например, потребность НПЗ «Роснефти» в катализаторах гидроочистки, которые составляют около 40% всего рынка катализаторов, - около 2 тысяч тонн в год, их стоимость – около 2,5 млрд рублей. Сегодня почти все эти средства уходят на счета западных партнёров, но уже в ближайшее время будут оставаться внутри страны. Произойдёт это, естественно, лишь в случае дальнейшего развития профильных отечественных технологий и более глубокой интеграции науки с производством.

Отметим, что работа Ростислава Коноплина «Проблемы освоения промышленного производства современных отечественных катализаторов гидроочистки» будет представлена на итоговой научной сессии «Молодые лидеры науки-2020». Её проводят 14 декабря Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО и Санкт-Петербургский горный университет.