Перейти к основному содержанию

«Человек за бортом!», или как в Петербурге ввели в эксплуатацию корвет «Гремящий»

В Кировском районе города крупное судостроительное предприятие торжественно отправило на службу стране свой предмет гордости. Событие сопровождалось нештатной ситуацией с участием журналистов, которая, как надеется «Форпост», не станет новой флотской традицией.

Во вторник, 29 декабря, у причала на территории завода «Северная верфь» в Петербурге серый зимний пейзаж производственной зоны оживили контрастные цвета. Мелькала чёрная с золотом униформа военнослужащих ВМФ России, поблёскивала медь инструментов оркестра, бросалась в глаза ярко-красная ковровая дорожка у временной сцены. Производство готовилось проститься с новым корветом «Гремящий», разработанным и построенным в Северной столице.

Северная верфь
© Форпост Северо-Запад

В торжестве участвовали не только военные моряки, но и семьи работников предприятия. Некоторые пришли с детьми. В целом, мероприятие проходило достаточно компактно — у бетонных причалов в общей сложности собралось несколько десятков человек, значительную долю которых составляли журналисты.

Военные моряки
© Форпост Северо-Запад

Церемонию открыл Главнокомандующий ВМФ РФ, адмирал Николай Евменов. В приветственном слове он отметил большую значимость нового корвета в деле обороны рубежей страны.

«Сегодня для ВМФ знаменательное событие. В преддверии нового года [флоту] передан новый, совершенно уникальный по своим техническим характеристикам корабль», — подчеркнул адмирал.

Евменов добавил, что корвет отправится во Владивосток по Северному морскому пути в начале 2021 года. Там «Гремящий» будет проходить службу в составе Тихоокеанского флота ВМФ России.

Затем выступил заместитель полпреда президента РФ в СЗФО Олег Логунов. Он назвал новые военные корабли гарантом безопасности и независимости России, что особенно важно в условиях «непростой военно-политической обстановки в мире».

«Это действительно корабль XXI века. <…> Корвет „Гремящий“ позволит повысить боевую мощь Военно-морского флота, будет выполнять различные задачи в дальней морской зоне», — отметил Логунов.

Следом на трибуну поднялся генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко. В своей речи он сделал акцент на преодолении трудностей, которыми сопровождалось строительство корабля.

«Вы понимаете, какая вещь произошла. Он [корвет] попал в самый тяжёлый момент введения санкций. Он должен был быть немножко другим, частично укомплектованным лучшими в мире двигателями, которые в последний момент нам никто не дал. В итоге он перестраивался, и сегодня выглядит достойно», — отметил Шляхтенко.

Глава конструкторского бюро уточнил, что основу «Гремящего» составляют отечественные компоненты. Двигатели российского производства показали себя надёжными в ходе испытаний.

«Таких кораблей ещё флот не видел. И я думаю, он по достоинству оценит этот корабль», — добавил он.

Последним перед участниками церемонии выступил генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов. Он говорил о боевом корвете с особой нежностью, словно тот был живым и любимым существом.

«Сегодня для всего нашего коллектива очень волнительный момент. Завершает свой путь заказ — „золотой“ номер 1005. Очень много людей трудились, чтобы этот проект состоялся. <…> Надеюсь, он позволит военным морякам проявить все боевые навыки, которые они приобрели вместе с нами, пока мы выхаживали этот корабль», — сказал Орлов.

Андреевский флаг на Гремящем
© Форпост Северо-Запад

После приветственной части адмирал Евменов зачитал приказ о приёме корабля в состав Тихоокеанского флота ВМФ России. Кульминацией церемонии стал подъём Андреевского флага на палубе «Гремящего». Деревянный ларец со стягом поднёс к флагштоку капитан корабля Олег Потапов. Под звуки государственного гимна символ ВМФ России потянулся по тросу к верхней точки корабля, увлекая за собой цепочку разноцветных сигнальных флажков.

Андреевский флаг на Гремящем
© Форпост Северо-Запад

Торжественный момент вдруг нарушил крик «Человек за бортом!». На палубе и берегу все на миг замерли — настолько сигнал бедствия не вязался с происходящим. Но действительно, в ледяной воде у борта корвета оказался мужчина в красной куртке. Как вскоре выяснилось, в беду попал оператор городского телеканала «Город+». Он оступился, выбирая наилучший ракурс съёмки подъёма флага.

падение оператора
© Форпост Северо-Запад / Артём Новиков

Сотрудник съёмочной группы заступил за ограничительный бордюр и упал в желоб для сброса воды с палубы, с которого как с горки полетел вниз с высоты около шести метров. Несмотря на отчаянное положение, тележурналист сумел спасти камеру. Аппаратура упала на металл и лишилась видоискателя, но избежала утопления.

Военные моряки молниеносно сориентировались в экстренной ситуации. Терпящему бедствие тут же бросили спасательный круг с «Гремящего». Меньше чем за минуту военнослужащие нашли канат. Упавший оператор смог обвязать себя концом троса, после чего его объединёнными усилиями на сушу его вытащили моряки и коллеги. Мокрого до нитки оператора сопроводили в медицинский блок на корвете и отогрели. Мужчине вызвали скорую помощь.

падение оператора
© Форпост Северо-Запад / Артём Новиков

Тревожную обстановку разрядил адмирал Николай Евменов. Главнокомандующий ВМФ России спокойно отметил, что до крещенских праздников ещё далеко, а люди уже вовсю лезут в воду. Во время подхода журналистов высокопоставленный офицер до ответов на любые вопросы заверил репортёров, что с их коллегой всё в порядке.

«Растёрли его, отогрели», — отметил Евменов.

Несмотря на инцидент, мероприятие завершилось благополучно и на положительной ноте. Спасённого оператора отпоили горячим чаем, после чего мужчину увезли на скорой помощи прибывшего медики. Всех остальных журналистов пригласили в заводскую столовую на простой, на радушный банкет с кофе, пирожками и десертами.

Флажки на Гремящем
© Форпост Северо-Запад

Головной корабль проекта 20385 «Гремящий» спроектировали в ЦМКБ «Алмаз» и начали строить в феврале 2012 года. Изначально планировалось оснастить борт немецкими дизельными агрегатами компании MTU, однако европейское предприятие отказалось поставлять оборудование из-за санкций. В 2017 году корвет спустили на воду, а в 2019 году начались заводские испытания.

Корвет стал пятым кораблём с именем «Гремящий», выпущенным на петербургской верфи. Его предшественник — эсминец «Гремящий» — воевал в составе Северного флота в годы Великой Отечественной войны. Он прошёл более 60 тысяч миль (более 111 тысяч километров), отразил 114 налётов вражеской авиации и сбил 14 самолётов.

Современный корвет оснащён артиллерийскими и многоствольными зенитными орудиями, но его главное вооружение — ракеты, в том числе гиперзвуковые противокорабельные комплексы «Циркон». Кроме того, на палубе «Гремящего» расположен ангар для противолодочного вертолёта-Ка-27.

Согласно заявленным характеристикам, экипаж военного борта составляет 100 человек. Корабль может находиться в автономном плавании до 14 суток.

Предполагается, что «Северная верфь» построит ещё шесть корветов проекта 20385.