Перейти к основному содержанию

Как лишнее образование мешает американской политике

Незадолго до известных событий в вашингтонском Капитолии и вокруг него, в конце декабря 2020 года поводом для острой полемики в американской прессе послужил образовательный состав представительного органа.

Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» Дженнифер Сеньор обратила внимание, что персональный состав депутатов 116-го созыва Конгресса стал по сравнению с предыдущими «менее белым, менее мужским и менее однородным». При этом она не без иронии отметила, что существует критерий, по которому нет равноправного представительства. Уровень образования конгрессменов значительно превышает средний по стране. Так все-таки проблема это или благо?

Сегодня Палата представителей на 95% состоит из людей, имеющих как минимум диплом бакалавра. В 1999 году таких было 85%, в 1976 году – 82%, а в 1962 – 76%. Справедливости ради надо сказать, что рост доли бакалавров, магистров и докторов в Конгрессе точно соответствует по темпам все большему проникновению высшего образования в американскую нацию. Сообщество выпускников колледжей становится многочисленнее (сегодня уже около трети населения). Но от количественного сближения с малообразованной частью граждан противоречия между ними не сглаживаются. Наоборот, становятся всё острее.

Сегодня именно образование, а не расовая принадлежность, например, становятся главной чертой американского раскола. Многочисленные исследования показывают, что различия в уровне знаний порождают дисгармоничную в социальном плане дифференциацию по доходам. По словам гарвардского преподавателя политической философии Майкла Сандела, «на волне автоматизации, белый американец без степени бакалавра зарабатывает сейчас в реальном выражении меньше, чем в 1979 году».

Missing материал.

Америка потеряла объединяющую основу, о которой еще в 19-м веке писал француз Алексис де Токвиль: «Американцы ценят не только развитый интеллект героев культуры заслуг, но и творческий гений простого человека в культуре выживания».

В 21 веке что-то пошло не так. Люди культуры выживания уже не могут применить с успехом свой творческий потенциал. Падение доходов средних слоев сопровождается ростом безработицы. Из числа граждан США со школьным образованием только 68% в 2017 году имели работу. При этом верхняя часть образованного класса продолжает богатеть даже после кризиса 2008 года.

Беспрецедентная дифференциация проникла и в сферу семейных отношений. Ученые Калифорнийского университета установили, доля состоящих в официальном браке выпускников колледжей не меняется уже на протяжении 60 лет. Среди людей без высшего образования семьи создаются все реже. Одинокий, малообразованный, бедный, безработный – таков типичный портрет, например, жителя Детройта. Города, символизирующего капитуляцию индустриальной Америки перед Америкой финансов и информационных технологий.

Замалчиваемые долгое время противоречия вышли наружу в период первой избирательной компании Дональда Трампа в 2016 году. Как сообщает издание USA Today, в штате Невада он победил с 45,9% голосов. При этом среди избирателей со средним образованием за республиканцев проголосовали 57%. Отрыв от ближайшего соперника по этой категории электората составил 37 процентных пунктов.

Missing материал.

Как раз тогда, выступая в Лас-Вегасе, Трамп произнес свои нашумевшие слова о симпатии к малообразованным людям: «Мы победили с молодыми и старыми, высокообразованными и плохо образованными. Я люблю малообразованных».

Республиканцы смогли уловить растущий разрыв между американцами, для которых актуально развитие и теми, кто мыслит в категориях выживания. Они сделали на этом свой пиар, и получили отклик. Даже, несмотря на то, что трамписты выступают за снижение налогов с корпораций, то есть ослабление системы социального перераспределения доходов.

Демократы, отмечает Сандел в своей книге, потеряли доверие во многом из-за сакрализации образованности: «Они называли колледж дорогой к процветанию, не скрывая и того, что не сумевший ступить на неё будет сам виноват».

В американской прессе образовательный раскол уже называют шокирующим. Опрос исследовательского центра Pew установил, что 59% сторонников республиканской партии согласны с утверждением о негативном влиянии университетов как таковых на состояние общества. Среди демократов сторонники этой идеи тоже встречаются, но их гораздо меньше – 18%. Те же исследователи по общей выборке граждан США получили 61% респондентов в пользу высказывания, что система высшего образования в стране движется в направлении, не отвечающем общественным целям и интересам.

выпускница_12012021
© pixabay.com

Всё это происходит на фоне снижения доступности качественного университетского образования и падению успеваемости в государственных школах. Опросы показывают, что сегодня каждый пятый выпускник школы не знает с кем Соединенные Штаты воевали во Второй мировой войне.

«Количество детей, бросающих школу, в Америке больше, чем в любой другой промышленно развитой стране мира. Ситуация ужасает и вызывает большую тревогу» - пишет Аллан Голстон из Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Он отметил также, что младшие классы выглядят по тестам в сравнении со сверстниками из других стран значительно лучше старших.

Такая ситуация характерна и для России. Наши дети тоже начинают отставать от школьников стран-лидеров из Юго-Восточной Азии и Европы только к старшим классам. Первоклашки, наоборот – впереди планеты. Это говорит о хорошем потенциале у детей, но и об удручающем качестве школьного образования.

От остроты американского раскола Россию спасает, пожалуй, лишь отсутствие достаточного количества высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест для вузовских выпускников. Потому, что по этой причине у большинства их них почти такие же низкие доходы и отсутствие перспектив, как и у менее образованных сограждан.