Перейти к основному содержанию

Последняя реформа высшей школы тихо скончалась. Ждем следующую

университет_14012021
© pixabay.com

Программа стратегического академического лидерства от Минобрнауки РФ наконец-то получила принципиальное одобрение российского правительства. Соответствующее распоряжение премьер Михаил Мишустин подписал под Новый год 31 декабря.

Согласно документу окончательное название программы - «Приоритет-2030». Она заменит завершенный в 2020 году проект повышения конкурентоспособности университетов «5-100». Как следует из названия, он был нацелен на вхождение как минимум пяти российских университетов в лучшую мировую сотню. Однако желаемого достичь не удалось.

Согласно рейтингу британской компании Quacquarelli Symonds (QS), в глобальном ТОП-100 от России присутствует сейчас только Московский государственный университет имени Ломоносова. Но этот вуз к проекту «5-100» отношения не имеет. Лучший из его участников - Новосибирский государственный университет - стоит в рейтинге QS на 231-й позиции. Насколько эффективной обещает стать программа «Приоритет-2030», на что она нацелена и когда заработает?

Видимо после столь очевидного провала правительство осторожничает. Распоряжение от 31.12.2020 №3697-р определило лишь основные контуры проекта. Известно, что речь пойдет о грантовом финансировании программ развития университетов на конкурсной основе. Кроме того, в документе четко указано, что на дополнительную поддержку смогут рассчитывать участники объединений с другими образовательными или научными организациями. Организационная форма таких объединений не предусматривает регистрации юридического лица, то есть речь идет о консорциумах, отраслевых и территориальных.

наука_14012021
© Форпост Северо-Запад

Нет определенности в вопросах о системе критериев оценки программ развития вузов, о механизме проведения конкурса и условиях выдачи грантов. Все это поручено доработать и представить правительству к 1 марта 2021 года. Кроме того, субъектам федерации рекомендовано предусмотреть финансовую поддержку участников программы в рамках региональных бюджетов.

Концепцию академического лидерства глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил вузовскому сообществу 5 июня 2020 года на онлайн-заседании правления Российского союза ректоров. В конце июля согласованная с университетами предварительная редакция документа появилась на государственном портале проектов нормативно-правовых актов.

Фальков_14012021
© Форпост Северо-Запад

Тогда его авторы основывались на «майском» указе Президента РФ Владимира Путина 2018 года (№204 от 07.05.2018). Однако 21 июля вышел новый указ № 474, определяющий национальные цели уже не до 2024, а до 2030 года, поэтому программу академического лидерства пришлось приводить в соответствие с актуальными ориентирами.

Указ 2018 года в качестве основного количественного показателя предусматривал двукратное увеличение количества иностранных студентов в российских вузах к 2024 году. В новом указе Президент поставил более масштабную цель - обеспечить присутствие России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Причем отдельно подчеркнуто, что результат будет достигаться через повышение эффективности системы высшего образования.

По расчетам Высшей школы экономики, Россия в 2018 году замыкала десятку ведущих стран мира по исследовательским расходам в абсолютных значениях, скорректированных по паритету покупательной способности национальной валюты. Нас обошли (по убыванию результата) США, Китай, Япония, Германия, Южная Корея, Франция, Индия, Великобритания и Бразилия. Коронавирусный кризис в сочетании со снижением цен на нефть ослабил финансовые возможности российского бюджета, так что даже сохранение в ТОП-10 в нынешних условиях является амбициозной задачей.

Missing материал.

Тем важнее использовать не раскрытый еще в полной мере потенциал вузовской науки. «Приоритет-2030» может сыграть не последнюю роль в обеспечении устойчивого положения России в числе мировых исследовательских лидеров. Предполагается, что программа будет финансироваться в рамках двух федеральных проектов - «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и «Кадры для цифровой экономики». В текущей редакции фигурирует объем финансирования - 808,4 млрд рублей, то есть около ₽80 млрд ежегодно.

Ассигнования не окончательны, но есть шанс, что общий размер грантов по сравнению с проектом «5-100» радикально увеличится. Там ежегодно выделялось около ₽10 миллиардов, то есть примерно в восемь раз меньше. Предполагается расширить и круг получателей федеральной помощи – не менее чем до 100 вузов. В «5-100» участвовал только 21 ведущий университет.

Missing материал.

У страны появляется шанс приблизиться к общемировой модели организации науки, которая предполагает весомый вклад университетов в исследовательскую активность. Однако правительство уже опаздывает. Даже если распоряжение, подписанное 31 декабря, выполнят и механизмы реализации появятся к марту 2021, то текущий год вероятно будет упущен. Поскольку вузам потребуется время на корректировку собственных программ развития согласно новым ориентирам. А Минобрнауки необходимо провести их первичную оценку и осуществить отбор получателей грантов.

Организационные проволочки поправимы, но Минобрнауки РФ видит и экономический фактор, который мешает университетам активнее включиться в исследовательский процесс. О нем рассказал замглавы министерства Андрей Омельчук на панельной дискуссии 9 декабря минувшего года в рамках VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020. По его словам, тормозом является недостаточная востребованность результатов научной деятельности, особенно внутри страны.

«Экономика может не поднять тот объем внутренних затрат на исследования и разработки который у нас сегодня зафиксирован. Потому что исследования - это всегда стратегическая повестка. В условиях, когда рынок сжимается, все начинают переориентироваться на тактические задачи» - пояснил Омельчук.

Такой подход актуален для многих субъектов бизнеса, но, к счастью, не для всех. Существуют предприятия, которые воспринимают сужение спроса на продукцию как повод задуматься о поиске более эффективных технологий и инновационных продуктов.