Перейти к основному содержанию

Университеты ждёт интересное будущее. Как не пройти мимо?

Споры о полезности или пагубности дистанционного образования вот уже скоро год как стали обязательным атрибутом дискуссионной повестки в сфере высшей школы.

Коронавирус заставил обсуждать дистант чуть ли не в качестве самостоятельной концепции, очень перспективной или наоборот сугубо вредной. Тогда как электронные технологии – это лишь инструмент. По выражению Андреаса Шляйхера, инициатора международной программы оценки образовательных достижений PISA и ведущего мирового эксперта в сфере методологии образования, они в равной мере способствуют более интенсивному продвижению, как хороших практик, так и плохих.

Что же можно назвать перспективными практиками в организации университетского образования?

Согласно совместному докладу WorldSkills Russia и международной платформы Global Education Futures «Навыки будущего», перед вузами открывается возможность стать образовательными хабами, вокруг которых будет строиться соответствующая экосистема.

Из биологии мы знаем, что экосистема представляет собой сообщество живых организмов в их связи с природной неживой средой. Её свойства – разнообразие, адаптивность и многоуровневость. Всё это достаточно органично ложится и на общественные отношения.

Missing материал.

Ёмкое определение социальной экосистемы дал доктор экономических наук Георгий Клейнер: «локализованный комплекс организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктуры, способных к длительному функционированию в стабильной социально-экономической среде за счет кругооборота ресурсов, продуктов и способностей».

Этот принцип лежит в основе концепции «Университет 4.0». Предыдущие версии рассматривали вуз в качестве площадки передачи знаний (2.0) или развития компетенций и проектирования (3.0). Дальнейшая трансформация пойдет в направлении многоформатных платформ, объединяющих всевозможные интеллектуальные активности. На них возлагается роль системообразующего ядра Экономики знаний.

Упомянутый выше доклад называет условия, необходимые для превращения университета в ядро экосистемы. Он должен быть открыт для потребителей знаний всех возрастов и предлагать им образовательные программы в самом широком формате, по времени и используемым инструментам. Круг поставщиков знаний выйдет далеко за рамки профессорско-преподавательского состава вуза. Не только за счет совместителей, но и через другие возможные каналы передачи образовательного опыта.

Именно в эту сторону направлены поддержанные Президентом РФ инициативы совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию 06 февраля 2020 года. В частности, идея широкого привлечения к преподаванию специалистов-практиков, организация студенческого и преподавательского обмена между вузами, согласование стратегических программ университетов с региональными планами социально-экономического развития.

Пионерами масштабной реализации экосистемного подхода в России стали не университеты, а банки. Достаточно вспомнить эксперименты Сбера по расширению своего влияния на смежные с финансовым бизнесом и даже далекие от него направления. Они привели к появлению таких сервисов как Домклик (операции с недвижимостью), видеосервис OKKO, служба доставки Delivery Club, платформы СберМаркет, СберМобайл и СберЛогистика.

В случае с банками толчком к расширению функционального поля стало наличие разветвленной инфраструктуры и объемного массива Больших данных. Кроме того конкуренция со стороны сектора Финтех (интернет-технологии, заменяющие традиционные процедуры финансового рынка) диктовала принцип: «не можешь победить – возглавь».

Для университетов мотивационный импульс исходит от самой постиндустриальной модели экономики, где вместо торжества крупносерийного производства мы видим тренд на персонализацию производимой продукции (скажем, конечная продукция связанного с нефтяной промышленностью полимерного синтеза) и повышение роли наукоемких бизнес-процессов.

3D_20012021
© pixabay.com

По мнению Георгия Клейнера, новой функции вуза будет сопутствовать более сложная организационная структура. Существующая дисциплинарная схема разделения на факультеты дополнится междисциплинарными экспертными комитетами и системными офисами – проектными, процессными и инфраструктурными.

В ближайшем будущем изменится и содержание учебных программ. По оценке Global Education Futures, возрастёт роль мягких (универсальных) компетенций. Например, таких как тайм-менеджмент, критический подход, технологии оценки и анализа информации, адаптивность и гибкость.

Возникающий вызов предполагает серьезную трансформацию. И это гораздо более сложный и системный процесс, чем банальное внедрение цифровых технологий. Неадекватно высокое значение последним придают, как правило, те, кто встраивается в чужую экосистему, в лучшем случае на правах периферийного хаба. Для такого формата действительно важно всего лишь добиться адекватной трансляции информации.

Роль самостоятельного ядра экосистемы гораздо сложнее. Но у России уже есть соответствующие заделы. В частности, создание в октябре 2020 года Консорциума университетов «Недра». В него вошли вузы, имеющие направления подготовки студентов, связанные с минерально-сырьевым комплексом.

Missing материал.

Достаточно лишь тезисно познакомиться с заявленными направлениями сотрудничества, чтобы понять, насколько удачно консорциум вписывается в перспективную идею образовательных экосистем. Объединение становится механизмом симбиоза научных дисциплин, создания межвузовских исследовательских команд. Облегчается совместное использование лабораторного оборудования и учебно-производственных фондов в широком смысле.

Университеты получают также площадку для выработки консолидированной позиции по вопросам эффективного использования природных ресурсов и развития высшей школы. С этой позицией консорциум вступает в диалог с органами государственной власти как источник обобщенного экспертного мнения.

Экосистемный подход помогает находить оптимальную траекторию движения в контексте самых сложных вызовов текущего развития. Возьмем, к примеру, две на первый взгляд взаимоисключающие тенденции. С одной стороны в постиндустриальной экономике узкоспециальные навыки начали устаревать быстрее 4-6-летнего срока вузовского обучения. С другой стороны – работодатели сегодня как никогда заинтересованы в бесшовном переходе вузовского выпускника к работе на сложном современном оборудовании.

Университетское сообщество уже сегодня имеет интересные наработки в этом направлении. Например, созданный в Санкт-Петербургском горном университете совместно с компанией Schneider Electric учебно-научный центр цифровых технологий. Он внедрил в образовательный процесс компьютерные тренажеры – цифровые двойники реальных производственных объектов предприятий минерально-сырьевого комплекса. Это уже принципиально более продвинутый уровень информатизации, чем онлайн-курсы. И значимый шаг к созданию мультиформатного образовательного хаба.

центр цифровых технологий_20012021
© Форпост Северо-Запад

В качестве примера одной из ячеек экосистемы, логично возникающих вокруг Консорциума «Недра», можно упомянуть интернет-издание «Форпост Северо-Запад». Профессиональное СМИ помогает популяризации и обмену результатами научных изысканий, становится аналитической и дискуссионной площадкой. А также трибуной, с которой ректоры вузов и ведущие ученые могут обратиться к широкой заинтересованной аудитории и профессиональному сообществу.

Несмотря на то, что иностранные университеты де-юре не входят в состав консорциума «Недра», по факту они тоже вовлечены в орбиту его экосистемы. Это стало возможным благодаря открытию на базе Петербургского Горного университета Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Его опорными вузами стали такие бренды мирового горного образования, как Фрайбергская горная академия (ФРГ), Горный университет Леобена (Австрия), Технологический университет Лаппеенранты (Финляндия), Китайский университет горного дела, Белорусский национальный технический университет. Партнером Центра является также британский Институт материалов, минералов и горнодобывающей промышленности (IOM3).

Международный центр компетенций уже расширил практику Летних школ, программ стажировок, в том числе на зарубежных предприятиях, двойных магистерских дипломов с зарубежными вузами и двойных диссертационных защит для аспирантов. Появилась возможность унификации образовательных стандартов профильных высших учебных заведений различных стран, , внедрения единой системы международной профессиональной аттестации инженеров.

Можно смело предположить, что концепция Университета 4.0 станет модельной для мировой высшей школы в среднесрочном временном лаге. Тем более, что примеры в социально-политическом пространстве показывают такие объединения как тот же ЕС, ШОС, БРИКС.