Перейти к основному содержанию

Как Минобрнауки восемь лет «надувало цыганскую лошадь»

Счётная палата поставила точку в обсуждении эффективности проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100». Свежий бюллетень ведомства посвящен анализу его результатов.

Аудитор Дмитрий Зайцев констатирует, что главная цель не достигнута. Более того, проект спровоцировал поляризацию и усилил дифференциацию между участниками и остальными вузами страны.

«По сути, в рамках программы не предусмотрен механизм, согласно которому лидеры развития становятся локомотивами системных эффектов для образовательного и научного пространства России» - прокомментировал ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергей Зуев.

В России сегодня около полутора тысяч вузов, без учёта филиалов. На участников проекта «5-100» (21 университет) с 2016 по 2020 годы по данным счетной палаты ежегодно расходовалось до 30% общего объема ассигнований на отечественное высшее образование. С 2013 года избранные вузы оттянули на себя более 80 миллиардов рублей, но позиция страны в мировой научной табели о рангах не изменилась.

Удивляет реакция Минобрнауки на оценку аудиторов. Замглавы министерства Андрей Омельчук в ответном заявлении пространно описал существенный, по его мнению, вклад программы в развитие высшего образования. А неоспоримый факт провала главной цели отнес к влиянию неблагоприятных внешних факторов – демографическому спаду, который привёл к сокращению числа абитуриентов и девальвации рубля в конце 2014 года, снизившей эффективность финансирования.

Missing материал.

Привычная формулировка – всё валить на форс-мажор, который сопутствует российской экономике последние десятилетия. Подобная самооценка со стороны руководства Минобрнауки показывает, что уроки из семилетней истории провала не извлечены. Поэтому возникают опасения, что здравые идеи, заложенные в идущем на смену «5-100» проекте «Приоритет 2030» могут быть выхолощены, и на ближайшие десять лет мы станем свидетелями очередного торжества формализма.

Вспомним, как всё начиналось. Предпосылкой проекта «5-100» стал один из одиннадцати нашумевших майских указов Президента РФ - №599 от 07.05.2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В нём как раз и была поставлена задача обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов. Минобрнауки в неизменном виде перенесло её в свой проект. Поскольку указ однозначно обращался к ранжированию вузов, министерство поставило в качестве критерия оценки вузов основные международные рейтинги ARWU, THE и QS.

Развилка майского указа по науке и образованию состоит в том, как подойти к сформулированной в нём задаче. Можно воспринимать её в качестве количественного индикатора, с которым следует сверяться, развивая систему высшего образования в интересах общества. А можно трактовать задачу буквально, и поставить её самоцелью. Что и было сделано.

Missing материал.

Формальная цель предопределила и методы её достижения: оценить методологию международных рейтингов и выбрать пункты, которые имеют наибольший вес с точки зрения ранжирования и при этом более-менее достижимы. Отсюда упор в реализации проекта «5-100» на привлечение иностранных учащихся и преподавателей и сокращение численности студенческих групп. В работе по накачке профессорско-преподавательского состава избранных вузов вообще дошли до абсурда. Например, в Новосибирском университете добились соотношения менее пяти преподавателей на одного студента. В целом же по вузовской системе с 2015 по 2019 год численность условной студенческой группы увеличилась с 17 до 19 человек.

Из формального отношения к поставленной задаче и возникает отсутствие системных эффектов, несмотря на кипучую деятельность – как раз та ситуация, о которой высказался Сергей Зуев.

Схожее мнение об истинных целях развития университетов дал ректор МГИМО Анатолий Торкунов: «Программа должна стимулировать вузы к роли драйверов социально-экономического и регионального развития, а также развития человеческого капитала. Поскольку примеры такого влияния очень сложно оценить по единой шкале, было бы полезно дополнить систему количественных критериев системой качественной экспертизы кейсов, представленных вузами».

Разработчики программы «5-100» пренебрегли духом майского указа в пользу его буквы. Однако даже с чисто управленческой точки зрения Счетная палата выявила очевидные недоработки. Например, забыли об аксиомах менеджмента, необходимых для обеспечения успешности проектов в любой сфере деятельности.

«Не регламентировались [в нормативно-правовом обеспечении проекта] ни целевые значения показателей результативности «дорожных карт» вузов, ни механизмы по исключению университетов из числа участников Проекта «5-100», ни личная ответственность руководства вузов за недостижение показателей эффективности, закрепленных в программах повышения конкурентоспособности» - отмечают аудиторы.

Формальная цель и отсутствие ответственности стали причиной того, что реализация главного проекта Минобрнауки на протяжении восьми лет напоминала надувание цыганами лошади в знаменитом произведении Михаила Шолохова.

Для иллюстрации текущего состояния высшей школы в России подойдет цитата из заявления, принятого на IV конференции профсоюза «Университетская солидарность» 6-7 февраля 2021 года:

«Увы, необходимо честно отдавать себе отчёт в том, что российская высшая школа находится в катастрофическом состоянии. Система полностью разбалансирована, академическое самоуправление регулярно подменяется имитационными процедурами. Сообщества преподавателей и студентов часто раздроблены. Учебные программы находятся в плачевном состоянии, материальная база оставляет желать лучшего, а состояние академических кадров в большинстве российских вузов вызывает ужас. Всё это приводит к тому, что выпускники российских вузов год от года становятся всё менее конкурентоспособными».