Перейти к основному содержанию

В Томском политехе нашли эффективное применение использованным автомобильным покрышкам

Учёные разработали инновационную технологию получения из вторсырья морозостойкого и более экологичного мазута.

В пятницу, 26 марта, стало известно, что исследователи Томского политехнического университета (ТПУ) методом паровой газификации резиновой крошки получили мазут, превосходящий аналоги по морозостойкости и содержанию серы, загрязняющей окружающую среду. Концентрация серы уменьшена вдвое, а температура замерзания инновационного топлива снижена с минус 10 до минус 50 градусов по Цельсию, сообщает пресс-служба вуза.

Технология опробована на созданной Научно-исследовательским центром «Экоэнергетика 4.0» ТПУ экспериментальной установке. Сырьем служили утилизированные автомобильные покрышки. Технология предусматривает обработку измельчённой резины перегретым водяным паром. В результате помимо мазута выделяется технический углерод в виде мелкодисперсного порошка, а так же газ. Последний можно возвращать в технологический цикл, а углерод включать, например, в состав материалов для дорожного покрытия. Но главное преимущество новой технологии состоит все-таки в высоком качестве получаемого мазута.

«Мы сравнивали в лаборатории мазут традиционных марок и тот, что получен из резиновых отходов. Полученные данные свидетельствуют, что мазут из отходов по всем свойствам превосходит обычный. Пониженное содержание серы делает его более экологичным, кроме того он менее вязкий и плотный, что важно для использования. При этом энергии при его горении выделяется не меньше, чем у традиционных марок» — пояснила доцент отделения химической инженерии ТПУ Мария Киргина.

В настоящее время учёные совместно со специалистами петербургского НПО «Инноватех» разрабатывают конструкторскую документацию для создания пилотной установки, способной перерабатывать до 300 килограммов резиновой крошки в час.

В России, по оценке замдиректора Инженерной школы энергетики ТПУ Владимира Губина, ежегодно выбрасывается около миллиона тонн покрышек. В мире – примерно миллиард тонн, и только 30% перерабатывается в резиновую крошку. Значительная часть остаётся на свалках, где под действием солнечного света покрышки выделяют токсичные вещества. Сжигание покрышек также небезопасно для окружающей среды.

«Переработка покрышек развивается в разных странах, лидеры в этом плане — США и Китай. Обычно используется метод пиролиза. Это термическое разложение продукта. Процесс протекает в безвоздушной среде. В России есть несколько малотоннажных производств, занимающихся переработкой покрышек этим методом, однако они дают относительно небольшие объемы продукции. Мы же предложили метод паровой газификации, позволяющий получить продукт более высокого качества в экологически безопасном режиме» - рассказал один из разработчиков технологии, доцент Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова ТПУ Кирилл Ларионов.

Напомним, что в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачёва разработана технология утилизации метана угольных шахт путём переработки в ценный белковый корм для животноводческих предприятий.