Санкт-ПетербургПасмурно+4°C
$ЦБ:74,14ЦБ:89,51OPEC:67,49

Коллекция янтаря Горного музея

янтарная ваза
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

До пандемии в музейном мире Санкт-Петербурга разгорелся серьезный скандал, связанный с невероятной популярностью Янтарной комнаты среди китайских туристов и попытками сдержать их натиск. Беспокоясь о комфорте остальных посетителей, заместитель министра культуры Алла Манилова даже предложила выделить отдельные дни недели на посещение Екатерининского дворца только гражданами КНР.

Как известно, знаменитый кабинет с янтарными панелями, украшениями и панно был подарен Петру I королем Пруссии. Презент с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург, где он стал жемчужиной летней резиденции императоров.

Жест, безусловно, широкий, но Фридрих Вильгельм I мог себе это позволить – в его владениях располагалось крупнейшее в мире месторождение янтаря. Традиции обработки застывшей ископаемой смолы мастерами Восточной Пруссии, и особенно Кёнигсберга (ныне Калининград), существовали еще со времен тевтонских рыцарей, управлявших этим регионом. Во время Великой Отечественной войны драгоценная комната бесследно исчезла. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, она была восстановлена по старым эскизам и открыта для посещения.

янтарная комната
© tzar.ru/ Янтарная комната

Жителям Поднебесной оказалось не так важно, оригинален кабинет или вторичен. Почему же они так любят янтарь?

В древнем Китае желтый камень называли «хуцо» – душа тигра. Жители Восточной Азии считали, что после смерти сильного и красивого хищника его душа возвращается на землю и превращается в янтарь.

В китайской мифологии «дух янтаря» представлен в виде старца, символа опыта и мудрости, который учит не переживать за других людей, а помогать и направлять их. Толстый слой густого тумана вокруг его образа – это слой защиты, которую самородок оказывает своему владельцу.

Оказавшись в Китае, можно заметить, что местные жители часто носят с собой и перебирают в руках небольшие кусочки солнечного янтаря. По сей день, он считается волшебным, наделенным целебными и мистическими свойствами - помогает всем, у кого слабая энергетическая оболочка, избавляет от стресса, поселяет радость в душе человека. Амулет из янтаря считают одним из лучших подарков, который можно сделать близкому человеку. И именно поэтому китайские туристы с таким энтузиазмом посещают Царское село и сувенирные магазины, где демонстрируются декоративные поделки.

Однако по-настоящему ценные и редкие с минералогической точки зрения экземпляры окаменелой ископаемой смолы (чем является в действительности янтарь) представлены в Горном музее.

смола
© pixabay.com

Коллекция одного из крупнейшего научно-естественных музеев мира включает в себя художественные изделия, ювелирные украшения и многочисленные предметы обихода – шкатулки, пудреницы, портсигары и шахматы. Но не ограничивается ими. Самое главное, здесь хранится янтарь в виде необработанных кусков необычных форм и видов из различных регионов России и зарубежных стран. Например, включения камня в угле мелового возраста или «карман», естественный натек между деревом и корой. Образцы поступали с начала XIX века – из императорского Эрмитажа и личных коллекций Екатерины II, министра внутренних дел и министра уделов Льва Перовского, известных российских и иностранных минералогов. На сегодняшний день собрание насчитывает более 370 экспонатов.

янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь-валховит в угле мелового возраста

Особый интерес представляют инклюзы – застывшие в смоле частицы доисторической флоры и фауны. Супрамолекулярная химическая структура янтаря делает строение камня более жестким и устойчивым к внешним факторам. Вымершие роды и виды растений и животных, чей возраст достигает 50-60 миллионов лет, сегодня становятся предметом палеонтологических исследований. Только из балтийского янтаря выявили более 440 видов древних жуков.

Конечно, инклюзы животного происхождения встречаются достаточно редко – не более 2% от всего объема сырья. Долгое время их считали браком, и лишь недавно возобновили когда-то существовавшую практику по целенаправленному отбору образцов с включениями.

янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/Инклюз

На сегодняшний день Калининградская область по-прежнему не имеет себе равных не только по разведанным запасам янтаря (около 90 % от мировых), но и по его концентрации (в среднем 2 кг/м3). Неудивительно, что после передачи СССР в соответствии с Потсдамским соглашением северной части Восточной Пруссии, куда входила Кёнигсбергская область, один из первых указов по региону касался образования на базе местной мануфактуры Янтарного комбината. Добываемая в промышленных масштабах смола в качестве ценного химического сырья стала активно использоваться для производства янтарных кислот, масла и канифоли, применяющихся в парфюмерной, фармацевтической и лакокрасочной промышленности. Но, конечно, основной объем шел в ювелирное дело и изготовление предметов искусства.

янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь

В апреле Горный музей получил запрос из единственного в России Музея янтаря, расположенного в Калининграде, с просьбой помочь восстановить происхождение одного из уникальных экспонатов – монументальной вазы. От провенанса (как называют профессионалы историю владения) во многом зависит стоимость художественного изделия, однако в данном случае это не просто строчка в аукционном каталоге, а вопрос исторической ценности.

Спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны Янтарному комбинату поступил государственный заказ особой важности - комплект парных ваз из янтаря под названием «Изобилие», предназначенный для украшения выставочного центра ВСНХ в Москве (ныне ВДНХ). Работу доверили самым опытным специалистам, знакомых как со старинными способами изготовления художественных изделий, так и с новыми технологиями. В итоге именно вазы стали центральной частью экспозиции, посвященной Калининградской области. Символом нового субъекта страны.

янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарная ваза

В 1966 году директор Горного музея Владимир Коломенский в ходе командировки посетил известный Янтарный комбинат и приобрел одну из ваз-близнецов, которых на тот момент уже успели вернуть на «историческую родину». Одна отправилась в Ленинград, а вторая – в Калининградский Музей янтаря.

«Настолько крупные изделия из ископаемой смолы – единичны, и по исключительности сопоставимы с предметами, входившими в коллекцию пропавшей Янтарной комнаты. Вазы сделаны из очень редкого вида янтаря – каплевидного. Он образовался из застывшей примерно 50 миллионов лет назад смолы, стекающей с веток реликтовых хвойных исполинов. Поскольку в природе размеры каплей не велики (в среднем 2-3 см), для изготовления монументальных изделий мастера использовали технику мозаики», - объясняет старший научный сотрудник Горного музея.

Оба предмета комплекта никогда ранее не рассматривались и не изучались вместе как части единого замысла. Предстоящее исследование позволит ввести комплект в научный оборот и провести сравнительный анализ использованного янтаря и художественного исполнения ваз в контексте искусства прусских ювелиров-янтарщиков.

Казалось бы, почему за данной информацией калининградский музей обращается в Петербург, а не в Янтарный комбинат?

Дело в том, что в 90-х годах по итогам проведенных рыночных реформ и серии распродаж государственной собственности, он был приватизирован. Новые владельцы не инвестировали средства в обновление производства, а выбрали самую простую тактику – продажу сырья за границу. Это позволило Польше, Литве и другим странам захватить первенство в переработке янтаря и продажи ювелирных украшений. Только спустя 2 десятилетия перепродаж и банкротств комбинат снова стал госсобственностью. Была проведена реконструкция оборудования и цехов, ужесточился порядок экспорта необработанного янтаря.

Темпы добычи сырья удалось восстановить, а вот многие архивные документы предприятия касательно изготовления уникальных предметов искусства оказались утеряны навсегда. Лишь музейные и аукционные каталоги, составляемые столетиями, в состоянии сегодня восстановить историю многих из них.

янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь
янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь
янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь-копал из Колумбии
янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь
янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь
янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь
янтарь
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/ Янтарь