Перейти к основному содержанию

Зачем университетам навязывают дополнительное образование

Еще в 1965 году один из создателей компании Intel Гордон Мур обнаружил закономерность двукратного увеличения количества транзисторов на микросхеме за два года. Сформулированную им тенденцию роста производительности компьютерных процессоров окрестили даже Законом Мура. В 2007 году его создатель признался, что вычислительный прогресс неминуемо замедлится из-за естественных физических ограничений. Однако на наших глазах нечто похожее на Закон Мура разворачивается уже в сфере биотехнологий.

Главный вывод из экспотенциального технологического прогресса для вузовской системы состоит в том, что квалифицированный специалист уже не может считаться таковым без постоянного получения новых компетенций в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО). И сегодня это не просто пятилетние циклы повышения квалификации, как было, например, в СССР. Речь идет о непрерывном образовании в течение жизни в буквальном смысле.

Не случайно в качестве главного и общего для всех грантополучателей критерия результативности в проекте условий новой программы поддержки университетов «Приоритет-2030» взято именно ДПО. В этом смысле Минобрнауки полностью соответствует мировому тренду. Только почему критерий сформулирован так топорно?

Документ, опубликованный на портале проектов нормативно-правовых актов, вменяет в обязанность каждому из получателей господдержки по программе обучить дополнительно в рамках ДПО к 2030 году не менее 16 тысяч человек. Уже в 2021 году Минобрнауки потребует от каждого из 100-150 участников программы предъявить 4 тысячи новых учащихся по ДПО, и затем поступательно наращивать их количество каждый год.

Missing материал.

Это единственный показатель в проекте, по которому уже составлен конкретный календарный план-график. Не свидетельствует ли упор на развитие ДПО о неблагоприятной для университетов потере влияния в самом перспективном сегменте рынка знаний?

Потенциал роста услуг здесь огромен, но образовательное пространство до сих пор организовано несистемно. Даже относительно масштабов обращающихся денег существуют весьма противоречивые оценки. Например, данные Росстата и BusinessStat расходятся вдвое, от 104 до 51 миллиарда рублей, соответственно. «Форпост» предпочитает ориентироваться на исследования самих участников рынка. В частности «Сколтеха», по данным которого в 2020 году в сфере услуг дополнительного профессионального обращалось около 93,8 млрд рублей. Чуть менее половины этих денег приходится на инвестиции бизнеса в обучение своих сотрудников, до 37% - средства различных бюджетных программ. Оставшаяся часть (не более 22%) – личные сбережения обучающихся.

Отраслевые лидеры, такие как Газпром, Сбербанк, РЖД, Росатом, Норильский никель, создали собственные образовательные центры. Наиболее крупный из них, корпоративный университет Сбербанка, по данным «Сколтеха», зарабатывает в год около 3,5 миллиардов рублей. Самый успешный из вузов по ДПО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), имеет менее ₽2,3 миллиардов. А входящий в ТОП-10 по ДПО Санкт-Петербургский государственный университет по данным за 2018 год заработал в этом сегменте всего ₽158 миллионов.

Missing материал.

В такой конкуренции вузам, по данным Росстата, не удаётся удержать даже треть рынка. Тезис о перспективах дальнейшей утраты позиций подтверждается сопоставлением изменения числа игроков со стороны вузов и специализированных негосударственных образовательных организаций. Количество первых с 2014 по 2018 год сократилось на 11%. Вторые за тот же период наоборот приросли более чем вдвое (с 908 до 1981 единиц).

При этом государство требует от Минобрнауки опережающего роста дополнительного образования именно в вузах. Поскольку, несмотря на богатые некогда традиции системы повышения квалификации специалистов, мы здесь серьезно отстаём от развитых стран. Сегодня в РФ только 21% граждан с высшим образованием обучались по программам ДПО в течение последних семи лет. В странах Организации экономического сотрудничества и развития дополнительным образованием охвачено около половины квалифицированного персонала.

Идея непрерывного образования людей в течение всей жизни отражена в нацпроектах. Например, федеральный проект «Новые возможности для каждого» предполагает довести к 2024 году количество россиян, обучающихся по программам непрерывного образования в высших учебных заведениях до 3-х миллионов человек. Казалось бы не очень большое число, ведь уже сейчас за год по данным программам обучается около 6 млн человек. Однако для вузов в нынешних условиях задачу можно назвать амбициозной.

доп образование
© pixabay.com

Крупные компании понимают, что нужно вкладываться в интеллектуальный потенциал, но деньги предпочитают не выводить за рамки своих холдинговых структур. Остаётся бюджет, но финансовые власти не спешат увеличивать ассигнования на образование. Единственный серьезный рычаг – стартующая в текущем году программа «Приоритет-2030». Именно её Минобрнауки и решила сделать механизмом, стимулирующим подведомственные университеты к развитию дополнительного образования.

Однако уравнительный подход, как правило, не способствует желаемому результату. Вузы имеют различную специфику. Например, обучение в технических университетах, как по основным программам высшего образования, так и по дополнительным, неразрывно связано с использованием лабораторного оборудования. Как пропустить через лаборатории десятки тысяч людей и успеть позаниматься с каждым индивидуально?

В выигрыше окажутся гуманитарные и социальные направления, где гораздо проще организовать обучение в онлайн-формате. Тем более что дистант сегодня всячески приветствуется, несмотря на то, что снижает качество образования.

дистант
© pixabay.com

Формальное выполнение требований результативности ещё не является эффективным решением поставленной задачи. Для того чтобы конвертировать рост охвата ДПО в реальное повышение качества предложения на рынке труда нужно усилить взаимодействие вузов с предприятиями реального сектора экономики. Безусловно, речь идёт о горизонтальных связях, и здесь многое зависит от активности самих университетов. Но университеты ждут от государства ясной последовательной политики на этом направлении.

На сей счёт имеется документально зафиксированное консолидированное мнение ректорского сообщества. На мартовском совещании «Кадры для цифровой экономики» в Иннополисе под Казанью был проведён опрос руководителей вузов о путях повышения эффективности системы подготовки персонала, адекватного современным технологиям. Из трёхсот участников опроса только 25 человек высказались в пользу предложенного правительством механизма перераспределения квоты на бюджетные места в зависимости от успешности трудоустройства выпускников. За нейтральный пункт о повышении качества образования проголосовали 125 участников. А самым распространённым (150 голосов) стал ответ, что кадровую проблему можно решить только через активизацию взаимодействия университетов с работодателями.

Возможно, в окончательной редакции порядка предоставления грантов появится увязка показателя роста ДПО с потребностями экономики. Сейчас же требования прироста охвата без учёта специфики университетов выглядит провокационно.