В середине июня 1866 года Александр II утвердил новый Устав Горного института. Эта дата в истории вуза является столь же знаменательной, как и день его основания – 21 октября 1773 года. Что изменил в учебном заведении император, отменивший крепостное право и сделавший суд открытым и единым для всех сословий?
«Великие реформы» - именно под таким названием вошли в историю беспрецедентные по масштабу преобразования Российской империи, проведённые в царствование Александра II, в 1860-е и 1870-е годы. Земская, цензурная, военная, финансовая... Все они призваны были решить ряд давно наболевших социально-экономических проблем, расширить границы гражданского общества и правового государства, а также способствовать развитию капитализма в стране. Не обошли перемены и высшее образование.
Корпус горных инженеров был создан на базе старейшего технического вуза в стране, но с одной особенностью – в 1834 году он был преобразован в высшее военизированное учебное заведение со штатным офицерским составом в 320 человек. Специальные наименования горных чинов заменяли военными. У подобного порядка, конечно, были свои плюсы с точки зрения дисциплины и воспитания, но на учебной части он отразился не лучшим образом. Например, огромное внимание руководства было обращено на воинские упражнения воспитанников, и значительная часть времени посвящалась именно приготовлениям к разводам и парадам.
Кроме того, кадеты, принимавшиеся преимущественно из дворян и офицерских детей, поступали в 12-летнем возрасте. Назначенный в 1844 году Главнозаведующим Корпуса герцог Максимилиан Лейхтенбергский обратил внимание на «неуспешность» занятий в средних и низших классах, и объяснил это именно малым возрастом, когда еще нельзя предугадать ни умственных способностей, ни наклонностей к изучению высших наук. Эффективная система горного образования требовала обособления общеобразовательных классов от специальных и расширения круга профильных предметов.
Вуз словно ждал императора, способного изменить порядок подготовки специалистов горного отрасли. Об актуальности перемен можно судить по тому, что уже в то время на высшем уровне декларировалось: минерально-сырьевой комплекс является «важнейшей частью экономического развития государства нашего». Единственная кузница кадров для добывающей отрасли должна отвечать поставленным задачам.
15 июня 1866 года Александр II утвердил Устав Корпуса горных инженеров, согласно которому он поменял название на Горный институт и стал открытым для всех сословий высшим горнотехническим учебным заведением, который получил возможность с новой силой развивать академическую деятельность. Речь шла о полной отмене «приготовительного учения», закрытии интерната и оставления лишь горнозаводского курса. Отныне на обучение принимались воспитанники не младше 16 лет, предварительно получившие гимназическое образование. Если до этого на освоение профильных дисциплин отводилось 3 года, то новый свод правил установил пятилетний срок обучения. Преподавание всех теоретических курсов заканчивалось в конце 4 года, а 5-й посвящался исключительно упражнениям в составлении проектов по горному искусству, металлургии, прикладной механике, производству проб и маркшейдерской съемке. По сути, введение современного специалитета. Это было второе рождение вуза!
Одной из важнейших реформ стало значительное увеличение объема часов для практических занятий и производственной практики. Для осуществления этих целей руководство вуза решило возвести отдельное здание, в котором находили бы себе место химическая и механические лаборатории (гидравлическая, прикладной и строительной механики), а также лаборатория Горного Департамента и Геологического Комитета.
Если ранее практика могла ограничиваться поверхностным обозрением заводов и фабрик, то после 1866 года учащиеся обязаны были также заниматься производством минералогических, палеонтологических и геогностических наблюдений, маркшейдерской и геодезической съемками. То есть воспитанники института стали проводить первую часть своего каникулярного времени примерно так же, как проводят сегодняшние студенты.
Преобразованная по указу Александра II система преподавания давала возможность подготовки не одних лишь узких специалистов по горному и горнозаводскому делу, но и научных деятелей в различных отраслях знания. Именно в этот момент институт получил разрешение оставлять талантливых выпускников для подготовки к преподавательской деятельности.
Тогда же в России родилось такое понятие как «курсы повышения квалификации». К экзамену на звание горного инженера стали допускаться не только студенты, но и прочие лица, при условии представления ими удостоверения, что они уже прослужили на одном из горных предприятий страны по крайней мере один год.
Кстати, Устав 1866 года стал не единственной инициативой императора по отношению к учебному заведению. Пристальное внимание Александра Николаевича вуз привлек к себе еще в конце 1850-х годов, когда начались коренные изменения в военной сфере после неудачной для России Крымской войны (1853-1856). Кампания продемонстрировала техническую отсталость наших вооруженных сил, необходимость не только технологической модернизации и изменения организационной структуры военной промышленности, но и совершенствования подготовки кадров для нее.
В частности, было решено «для предупреждения поступления на службу ненадежных чугунных изделий сосредоточиться на специальном приготовлении лиц, предназначенных в приемщики орудий на заводах». Император полностью одобрил идею и утвердил ее на законодательном уровне. В результате ежегодно стал проводиться конкурс среди наиболее технически подкованных артиллерийских офицеров, по итогам которого выбирали нескольких для прохождения двухлетнего курса металлургии и смежных с ней наук. Естественно среди всех вузов был выбран Корпус Горных инженеров. Офицеры получили право посещать все лекции, пользоваться библиотекой и лабораториями. Военное руководство страны высоко оценило приобретаемые в стенах прославленного учебного заведения знания и использовало эту схему подготовки офицеров-выпускников горного вуза долгие годы. Она стала прообразом программы дополнительного профессионального образования, получаемого сверх среднего профессионального или высшего образования и направленного на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида деятельности.
Создание специалитета, производственной практики в ее современном виде и курсов повышения квалификации – неоценимый вклад Александра II в становление Горного университета. Не меньшую значимость имело царское внимание и к Горному музею. Среди многочисленных даров государя можно выделить один из самых крупных самородков меди в России в форме шкуры медведя и гигантскую друзу горного хрусталя из Японии. Истинные украшения коллекции музея, вокруг которых всегда толпятся посетители.