Перейти к основному содержанию

Горный музей в блокадном Ленинграде

горный музей блокада
© Форпост Северо-Запад / Колонный зал Горного музея, ноябрь 1942 года

В 1918 году, когда советское правительство переехало из Петрограда в Москву, Горный музей за весьма короткий период времени лишился части ценнейших предметов, которые были переданы в Алмазный фонд. Тем не менее, работы по пополнению коллекций естественно-научного хранилища не прекращались и уже к началу 1941 года в них насчитывалось 130 014 экспонатов, 25 540 из которых были выставлены в залах и представляли собой образцы минералов, горных пород, ископаемых, моделей и макетов горной и горнозаводской техники. Горный музей в то время не уступал по популярности Эрмитажу и Царскому Селу. В его стенах ежедневно проводились экскурсии и готовились новые выставки.

Несмотря на то, что культурные учреждения города существовали в привычном ритме, окончательные планы по эвакуации всех музеев Народным Комиссариатом просвещения были сформированы ещё за пять лет до начала Великой Отечественной. Обеспокоенные музейщики неоднократно направляли письма в Наркомпрос с просьбой пересмотреть утвержденную стратегию. Было совершенно не ясно, что спасать в первую очередь, а главное на чем. Так некоторым крупным музеям по плану было выделено всего по одному вагону. Однако в ответ поступали лишь отказы и обвинения в паникерских настроениях.

Когда же война началась, во все музеи тут же поступила директива: «Ценности при эвакуации разделить на три части». При этом критерии, по которым должна происходить сортировка, указаны не были. Поставленные в тупик руководители приняли решение на свой страх и риск выделить наиболее и наименее ценные экспонаты, а также последовательность их вывоза. Ответственность за сохранность музейного наследия полностью легла на их плечи. О том, что предпринималось для сбережения наиболее ценных экспонатов, писал в своих воспоминаниях директор музея Гавриил Сократов:

«Особую трудность представлял вопрос с эвакуацией экспонатов, находившихся в сейфе музея (самородки платины, золота и серебра; алмазы и др.), ценность которых была неизмерима. Попытки привлечь к содействию некоторые городские организации успеха не имели. Было категорически предложено организовывать вывоз и сохранность их своими силами. Учитывая сложность специальной транспортировки и охраны их, было решено выйти из трудностей создавшегося положения путем строжайшего засекречивания местонахождения сейфовых ценностей».

платина
© Форпост Северо-Запад / Самородок платины. Горный музей

Операция по спасению главных ценностей музея проходила в условиях повышенной секретности. В курс дела были посвящены всего три человека. Среди них директор Горного института Дмитрий Емельянов, начальник спецотдела Родионов и сам Сократов. Последний лично уложил самородки в сейф, который затем поместил в большой ящик вместе с другими экспонатами.

золото
© Форпост Северо-Запад / Самородок золота. Горный музей

Сверху на них уложил образцы различных кристаллов, а на крышке поместил надпись: «Коллекция естественных кристаллов». Этот ящик вместе с другой частью собрания, уложенной в 59 контейнеров, общим весом более четырех тонн в начале июля 1941 года были отправлены в Свердловск.

аметист
© Форпост Северо-Запад / Минерал аметист. Горный музей

Прибывшее из Ленинграда имущество разместилось в помещениях Свердловского Горного института. В числе эвакуированных ценностей были не только образцы драгоценных металлов и камней, но также коллекция холодного оружия, наиболее ценные минералогические образцы и художественные предметы из камня и металла.

Вслед за первой партией планировалось вывезти и вторую часть груза. Для этих целей образцы минералов тщательно упаковали, уложили в ящики и спустили в подвальные помещения, где они и простояли всю войну. В связи с начавшейся полной блокадой Ленинграда возобновить их транспортировку уже было невозможно.

горный музей блокада
© Форпост Северо-Запад / Опись ящиков с музейными предметами для эвакуции

Наиболее крупные и тяжелые экспонаты, а также те которые требовали особых условий хранения, вынуждены были оставить непосредственно в залах музея. Горная и горнозаводская техника, полуторатонная глыба уральского малахита, образцы солей и скелеты крупных животных продолжали находиться в стенах хранилища. За их сохранностью на протяжении всего военного времени следили три сотрудницы. Одна из них Марина Штейнгаузен стала свидетелем попадания снаряда в Колонный зал музея 2 апреля 1942 года. Спустя полгода на крыше того же зала разорвались два снаряда, попавших туда во время артиллерийского обстрела города.

горный музей блокада
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Результатом этих событий стали сорванная кровля, поврежденные стропильные фермы, балки чердачного перекрытия, лепка карниза и часть гипсовых капителей колонн, поддерживавших хоры. Самым существенным уроном было обрушение потолка вместе со штукатуркой и частью живописного плафона работы художника Дж.-Б. Скотти, украсившего монументальной живописью многие дворцы Санкт-Петербурга.

горный музей блокада
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Для того чтобы сохранить возможность восстановить поврежденный плафон в будущем, с уцелевших фрагментов необходимо было сделать копии. Именно этими работами в редкие минуты затишья между обстрелами, в холодном промерзшем зале на временных лесах занимался художник комиссии по охране памятников Щербаков. Он успел снять кальки с провисших фрагментов плафона и сделал копии наиболее пострадавших частей. После чего значительный фрагмент росписи обвалился. Тем не менее, по сделанным картонам и калькам после войны плафон был восстановлен в кратчайшие сроки.

колонный зал
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Наиболее сильно за военные годы в музее пострадали экспонаты, оставшиеся в залах. Полностью утраченной оказалась коллекция минеральных солей – они растворились, поскольку почти год помещение простояло с временной кровлей и без отопления. Кроме того, был разрушен уникальный полутораметровый кристалл берилла.

горный музей берилл
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

После снятия блокады, летом 1944 года Гавриил Сократов лично курировал возвращение экспонатов Горного музея обратно в Ленинград с Черемхово, сопровождая вагоны с ценным грузом. А уже к 175-летнему юбилею Горного института, спустя три года после окончания войны, залы музея вновь открылись для посетителей. Полное восстановление экспозиций завершилось через десять лет.

приказ об открытии музея к началу учебного года 1946 г.
© Форпост Северо-Запад / Приказ о восстановлении музея к началу 1946 года

К 76-й годовщине Великой Победы в Горном музее Петербурга открылась экспозиция, посвященная наиболее значимым научным разработкам и исследованиям Горного института, которые велись в ходе Отечественной войны.

день победы
© Форпост Северо-Запад

Среди них изобретение и производство для Ленинградского фронта, не имеющего аналогов взрывчатого вещества «Синал – АК». За годы войны на территории учебного заведения было сделано свыше 330 тысяч ручных гранат и несколько десятков тысяч мин. Велась работа по получению «оборонных металлов» - молибдена, никеля, меди, кобальта и платиноидов.

день победы
© Форпост Северо-Запад