Перейти к основному содержанию

Каждому студенту российского вуза - по военной специальности?

Первая декада мая в этом году ознаменовалась для российских старшеклассников не только внеплановыми каникулами. Подарком к Празднику Весны и Труда будущим абитуриентам стала новость о совместных планах Минобрнауки и Минобороны резко расширить присутствие военного образования в гражданских университетах.

Сегодня в сорока субъектах федерации у студентов вообще нет возможности получить подготовку в качестве офицера, сержанта или рядового запаса. Это означает, что молодым специалистам мужского пола приходится на год откладывать трудоустройство в связи с прохождением срочной службы в армии или на флоте.

Например, на весь Уральский федеральный округ всего два вуза – Уральский федеральный университет имени Ельцина в Екатеринбурге и Южно-Уральский государственный университет в Челябинске – имеют военные учебные центры (ВУЦ). В огромном Приволжском округе, объединяющем 14 субъектов федерации, всего 10 таких подразделений. Их нет, например, даже в таком крупном мегаполисе и признанном образовательном центре как Пермь.

Обнадёживающая новость пришла с проходившей 30 апреля Всероссийской научно-практической конференции «Военная подготовка студентов – новые возможности и перспективы». В ближайшее время военные учебные центры будут открыты в Калининграде и Кургане. А в целом по стране обозначен курс на расширение системы ВУЦ, чтобы сделать подобное обучение доступным для всех российских университетов.

Missing материал.

В материалах конференции не говорится об исключениях, ни для гуманитарных, ни для творческих вузов. Уже сегодня существует практика, когда, например, учащиеся факультета журналистики осваивают дополнительную специальность военного психолога. Так что возможность обучиться на воина запаса или даже кадрового военного похоже действительно будет предоставлена учащимся всех учебных заведений. Если в каком-то вузе ещё не успеют открыть собственный ВУЦ, то студенты в рамках уже созданной системы межвузовского обмена смогут проходить занятия по военной подготовке в ближайшем университете, где он уже появился.

Амбициозные планы подтверждены главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу и его коллегой из Минобрнауки Валерием Фальковым. По итогам встречи подписана соответствующая совместная декларация, в которой, кстати, военное министерство взяло на себя обязательство обеспечить укомплектованность создаваемых ВУЦ вооружением и военной техникой на уровне не ниже 95%.

Подготовку военного резерва среди студентов в России пытаются активизировать уже не первый год, но подобных по масштабу намерений ещё не озвучивали.

Missing материал.

Система военного образования в гражданских вузах постсоветской России имеет непростую и переменчивую историю. Классическим примером непоследовательной политики может служить череда закрытия и возрождения военных кафедр во времена заката СССР и первого десятилетия новой России.

В 1980-м году в Советском Союзе насчитывалось 487 кафедр военной подготовки. К 1991-му году их количество сократилось до 252, а в 1993 году, росчерком пера, систему «оптимизировали» до 81 учебного подразделения. Спустя пару лет спохватились, и военные кафедры были восстановлены примерно на уровне 1991-го. Однако в 2008 году, когда в гражданских вузах начали создавать систему подготовки кадровых военных (через учебные военные центры), пополнение корпуса офицеров запаса снова отошло на второй план. Количество кафедр сократилось до минимума.

В 2019 году структуры обучения кадровых военных и резервистов в гражданских университетах свели в единые военные учебные центры (ВУЦ), и начался процесс расширения новой системы подготовки. Сегодня в стране 96 ВУЦ, военным обучением в целом охвачено 60 тысяч студентов гражданских вузов. И судя по заявлению Сергея Шойгу, это только начало.

Missing материал.

Попытаемся найти подводные камни стартовавшей кампании. Логичен вопрос: не рискует ли армия потерять самую образованную часть призывного состава срочной службы?

По данным Минобрнауки в прошлом году в ряды вооружённых сил РФ призвано 11,6 тысяч выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры, что составляет чуть более 3,5% от их общего количества. По сравнению с 2013-м годом доля сократилась почти вдвое. Почему же армия не стимулирует приток в свои ряды дипломированных призывников? Вероятно потому, что с точки зрения освоения, значительно усложнившейся за последнее десятилетие военной техники, выпускник школы и молодой специалист с дипломом гражданского вуза без соответствующей специальной подготовки мало чем отличаются друг от друга.

К тому же, упомянутый выше невысокий уровень призыва может быть достигнут и при расширении системы ВУЦ. Потому, что туда возьмут не всех мужчин, и даже далеко не всех желающих. По словам начальника Военного учебного центра Санкт-Петербургского горного университета полковника Михаила Розума, из примерно тысячи студентов, ежегодно зачисляемых на первый курс вуза, на военное обучение попадают около 200 человек. Хотя заявлений намного больше, конкурс составляет 3-5 человек на место. Отбор проходит в два этапа. Сначала медицинское освидетельствование и профессионально-психологическое тестирование. Затем оценка физической подготовки и успеваемости (по итогам первого курса).

Missing материал.

Причина популярности военного обучения, помимо возможности получить воинскую специальность параллельно с учёбой и не тратить год на срочную службу по окончании вуза, связана с преимуществами при трудоустройстве.

Здесь срабатывает сразу несколько факторов. Например, возможность получить военный билет офицера, сержанта или рядового запаса и устроиться на работу в силовые структуры. При сужающемся рынке труда в коммерческом секторе такая перспектива для многих выглядит весьма привлекательно.

Дополнительные преимущества при трудоустройстве соискатели с полученной в вузе военной специальностью будут иметь и на предприятиях оборонной промышленности. Как же иначе, если армия является заказчиком их продукции? Понимание интересов своего покупателя изнутри, к тому же полученное системно в стенах вуза, безусловно полезно для сбытовика, конструктора, технолога или даже экономиста, собственно говоря, для любого специалиста в оборонке.

Не нужно сбрасывать со счетов и систему воспитания. Работодатели понимают, что ответственность за общее дело, дисциплинированность и навыки командной работы ради общего блага – это как раз те самые Soft skills (гибкие надпрофессиональные навыки), которые сегодня при трудоустройстве имеют самое высокое значение.

Кроме того, не будем забывать, что ВУЦ готовит не только резервистов, но и кадровых военных. Выпускникам качественных университетов вооружённые силы сегодня могут предложить весьма выгодные контракты.

Missing материал.

Возвращаясь к подводным камням, коснемся «военного дня». В совместных подразделениях Минобороны и Минобрнауки обучение построено так, что еженедельно часть студентов отвлекается от основной учёбы в пользу ВУЦ на полноценный девятичасовой рабочий день. Как синхронизировать их учебный график с теми, кто не готовится в армейский запас или к службе по контракту?

Михаил Розум пояснил, что в Горном проблема давно решена. Для тех, кто не относится к его подразделению, в этот день организованы факультативы. Если учесть, что дисциплины по военной специальности связаны с основной квалификацией по диплому, то учащиеся ВУЦ не теряют в знаниях.

Проведённый «Форпостом» мониторинг соцсетей и форумов показывает, что молодые люди поддерживают идею расширения военного образования в гражданских вузах.