Уже не первое десятилетие музеи, равно как книги и театр, называют «консервами времени» и предрекают им неминуемую гибель. Свою лепту в дискуссию привнес COVID-19.
Более 85 тысяч объектов культурного наследия и музеев — то есть около 90% от общего количества в мире — закрыли свои двери для посетителей в период коронавируса. Выживут только сильнейшие, - к такому выводу пришли эксперты ЮНЕСКО и Международного совета музеев (ИКОМ) по итогам проведенных исследований, посвященных оценке воздействия пандемии на учреждения культуры. Возобновить работу после окончания карантина не сможет каждый восьмой музей мира. Самое сложное положение у частных коллекций, нехудожественных музеев, музеев-квартир и небольших провинциальных собраний. В той же Европе они в сумме составляют около 30%.
Экспозициям, которые считаются мировым или национальным достоянием, банкротство не грозит. Ни одно правительство не допустит такого репутационного и культурного урона. В России наиболее крупные и значимые музеи рассчитывают на господдержку. Такая же система в Великобритании, где знаковые культурные объекты полностью финансируются за счет государства. В США музеи зарабатывают деньги самостоятельно, либо спонсируются частными лицами и корпорациями. Словом, своя «подушка безопасности» и у них имеется.
Пережитый локдаун продемонстрировал, что все они, «от мала до велика», могут в один день лишиться посетителей. Однако согласно аналитическому отчету, подготовленному авторитетной консалтинговой компанией ReportLinker, мировой рынок музеев, исторических мест, зоопарков и парков ожидает не стагнация или упадок, а интенсивный рост – он увеличится с 41,84 млрд долларов в 2020 году до 48,53 млрд долларов в 2021 году. А в 2025 году он и вовсе достигнет 63,84 миллиарда долларов. В основном это будет связано с перестройкой деятельности экспозиционных площадок.
Если раньше верхом прогресса были аудиогиды с предварительно записанными экскурсиями на выбранном языке, то сегодня возможности гораздо шире. Те из галерей, музеев и даже зоопарков, кто уже сегодня начинают делиться своими коллекциями в Интернете в виде 3D-экскурсий, создавать приложения и цифровые маршруты для смартфонов, использовать в своей деятельности технологию дополненной реальности (AR) для создания реальных впечатлений, резко повышают свои шансы на «выживаемость».
«Для современных музеев важнейшим пунктом развития в плане цифровых технологий является создание полностью виртуальных выставок, позволяющих посетителям ознакомится с частью коллекций как из дома, так и из общих точек доступа. Виртуальная реальность позволяет обойти тот самый страшный музейный запрет – «НЕ ТРОГАЙТЕ ЭКСПОНАТЫ», ведь при использовании виртуального шлема и контроллеров вы можете взять в руки тот самый череп динозавра, на который давно смотрели, и хорошенько покрутить его, изучив до мельчайших деталей. Конечно, подобного рода задача весьма сложна со всех точек зрения – как чисто с технической, так и музейной, экспозиционной, маркетинговой и просветительской. Так, Горный музей начинает эту глобальную реформацию с полной оцифровки экспозиции горной и горнозаводской техники. Мы хотим создать 3D модели всех механизмов, которые показывают развитие горнодобывающей отрасли за последние 250 лет. Экспозиция будет поделена на две части: что-то выставим в открытом доступе – свободно или за плату, а что-то останется доступным при реальном посещении», - рассказывает директор Горного музея Михаил Шабалов.
В музее Акрополя в Афинах с помощью AR можно оживить коллекцию архитектурных и скульптурных останков, а в Кливлендском музее искусств с помощью приложения ArtLens составить виртуальный коллаж с использованием предметов, которые находятся в коллекции галереи, или изучать истории создания картин представленных художников. Подобного рода программа становится персональным гидом для посетителей музея с видео-, аудио-, текстовой информацией и иллюстративным материалом об экспонатах.
«Современный посетитель должен иметь возможность ознакомиться с экспозицией самостоятельно. Для этого используются технологии распознавания видео и фото изображений либо расстановка qr-кодов, являющихся, по сути, ссылками быстрого доступа к базам данных музея. В идеале важно предусмотреть, что уровень посетителей может варьироваться от далекого к теме экспозиции человека до профессионала-специалиста, а это значит, требуется подготовка многоуровневых баз данных, которые выдавали бы информацию структурировано», - подчеркивает Михаил Шабалов.
Тур может быть реализован через специальное мобильное приложение или на портативном устройстве, доступном внутри здания. Когда оно направлено на определенные скульптуры, артефакты или картины, на экране проявляется информация о них. Всплывающие фрагменты, подробные описания и дополнительные фотографии - это всего лишь несколько возможных примеров. Не просто знакомство, а полноценное взаимодействие с экспонатами, значительно увеличивает среднее время, проведенное посетителями в музее. Что говорит о главном – их возрастающем интересе к тому, что еще вчера не было им известно, интересно и доступно.
Американский кинематограф как всегда оказался пророком глобальных изменений в обществе. Снятый в 2006 году, фильм «Ночь в музее» стал настолько популярным, что продюсеры сняли еще два сиквела блокбастера. В общей сложности, они собрали в прокате 1,3 миллиарда долларов, всего-то показав зрителю, какой может быть виртуальная реальность «складов артефактов».