Перейти к основному содержанию

Университеты и разоблачительный рейтинг Рособрнадзора

В Китае за последнее десятилетие количество людей с высшим образованием почти удвоилось. Сегодня их число перевалило за 218 миллионов человек. Но население Поднебесной весьма многочисленно, поэтому доля граждан с университетскими дипломами (15%) всё еще отстаёт, например, от российского показателя (39%).

По размеру зарплаты от КНР мы уже отстаём. Образовательный уровень - одна из немногих сфер, где Россия ещё сохраняет лидерство по сравнению с могущественным юго-восточным соседом. Китайских темпов роста образованности населения не потянуть ни российскому рынку труда, ни бюджету, но все-таки на протяжении нескольких лет количество бюджетных мест в университетах РФ увеличивается. Судя по заявленным планам Минобрнауки, такая политика продолжится как минимум до 2024 года.

Её ориентир в том, чтобы обеспечить каждому второму выпускнику школы возможность получить бесплатное университетское образование. Большая часть дополнительных бюджетных мест направляется в региональные вузы. Соответствует ли подготовка старшеклассников в регионах необходимому минимуму знаний, который позволяет эффективно включиться в освоение вузовских программ?

О том, что первокурсников приходится доучивать по школьным дисциплинам, в университетах не говорит сегодня только ленивый. Где-то для этого достаточно первого семестра, а в иных случаях процесс затягивается и на год. Основной поток студентов сегодня проходит в рамках четырёхлетнего бакалавриата. От некогда повсеместного классического пятилетнего специалитета уже оторван год. Если ещё один год минусовать на доучивание студентов по школьной программе, то вузы по продолжительности обучения будут мало отличимы от техникумов.

Дополнительную проблему университетам создаёт разрыв в уровне знаний между лучшими и худшими абитуриентами. В марте текущего года Рособрнадзор совместно с Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО) представили рейтинг российских регионов по качеству школьного образования. Главный вывод из данных рейтинга, пожалуй, состоит в том, что образовательный разрыв уже превращается в непреодолимую пропасть.

Missing материал.

Методика ранжирования включает три блока: результаты обучения школьников на основе данных всероссийских проверочных работ, единого и основного государственных экзаменов; практикоориентированность образования; качество управления образовательной системой.

Сосредоточим внимание на первом параметре, который непосредственно связан с качеством знаний. На результат здесь влияют четыре показателя: доли двоечников и отличников (по данным итоговых тестов), расхождения в знаниях между лучшими и худшими школами региона, функциональная грамотность, то есть способность применять полученные знания в практических ситуациях.

В десятке лидеров на первом месте Москва. За столицей с равным результатом следуют Петербург и Калининградская область. Далее Кировская, Псковская, Ярославская и Мурманская области. За ними, также с равным результатом, Ленобласть, Удмуртия и Самарская область.

Худший уровень знаний показали школьники Дагестана, Чечни, Ингушетии, Бурятии, Тывы, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Забайкальского края, Северной Осетии и Чукотки. Список отстающих сформирован в основном республиками, в которых для большинства населения русский язык не является родным. При этом экзамен по русскому был обязателен для всех абитуриентов во всех субъектах федерации. Безусловно, этот факт создаёт школьникам указанных регионов дополнительные трудности при сдаче экзаменов.

Однако, например, в Забайкальском крае русский – родной язык для 90% населения. Тем более в Волгоградской области, которая вплотную примыкает к десятке антилидеров. По данным исследования ФИОКО, в регионе только 77% старшеклассников достигли минимального уровня подготовки. Следовательно, 23% оставшихся – двоечники. Шокирующие цифры.

Ещё хуже по этому показателю обстоят дела в Иркутской, Омской областях и в Крыму (от 25% до 32% двоечников). Для сравнения, в Москве доля таких выпускников школ (недобравших до минимально необходимого экзаменационного результата или превысивших его на 1-2 балла) составила только 6,7%.

Missing материал.

Удручающе выглядит в некоторых регионах и разрыв между «качественными» и «некачественными» школами. ФИОКО считает его как соотношение доли недвоечников в 25% школ-аутсайдеров к 25% самых успешных школ региона по результатам всероссийских проверочных работ 2019 года. Возьмём для примера Тверскую область. Предположим, что в четверти лучших школ области двоечников столько же, как и в среднем по Москве. Тогда, зная уровень образовательного равенства, точнее неравенства, мы вычислим процент учеников худших школ, недобравших баллов на экзаменах до минимального уровня. Их оказалось более 70%. А это уже констатация полного провала системы школьного образования в 160 километрах от столицы.

Вернёмся к Волгоградской области. Там результат немногим лучше, чем в Тверской. При этом только в региональной столице, городе-герое Волгограде 15 высших учебных заведений. Нетрудно представить себе уровень знаний у абитуриентов, которые занимают бюджетные места в университетах области с наименьшим проходным баллом.

В области имеется вуз со средним баллом ЕГЭ, равном 48, по данным портала EduNetwork. В главном и лучшем вузе региона, Волгоградском государственном университете, он составляет по данным портала EduNetwork 65 баллов. Сравним с аналогичным университетом в Ярославской области, одном из регионов, лидирующих в рейтинге ФИОКО. Средний балл в Ярославском госуниверситете имени Демидова – 71. В лучшем университете страны, МГУ имени Ломоносова – 85.

Расклад уровня знаний по отдельным областям, краям и республикам уже демонстрирует бессмысленность анализа среднероссийского показателя. Но Рособрнадзор собирается пойти в своих разоблачениях ещё дальше, и к концу нынешнего года провести оценку школьной системы по каждому отдельному муниципалитету.

Правда, обязательное проведение ЕГЭ для одиннадцатиклассников в 2021 году в России отменено. Сдавать будут только те, кто собирается поступать в вузы. Поэтому Рособрнадзор и ФИОКО вряд ли смогут продолжить свои пугающие исследования в будущем.