Перейти к основному содержанию

Нефтяник, который перестал «топить печь ассигнациями»

рагозин
© Форпост Северо-Запад

Во второй половине XIX века центром мировой добычи углеводородов стал Азербайджан. Однако массовое освоение залежей «черного золота» грозило пугающими последствиями. После прямой перегонки бакинской нефти выход основного товарного продукта, керосина, составлял чуть более 30%, а остальное называлось «нефтяными отбросами». Их попросту сливали в море или сжигали…

Помимо того, что это было чревато серьезнейшей экологической проблемой, такой подход наносил урон экономике страны. Дмитрий Менделеев говорил, что сжигать отходы, возникающие после переработки нефти –«государственное преступление, все равно, что топить печь ассигнациями». Однако предприниматели не знали, как их можно использовать.

В то же самое время в России после отмены крепостного права и проведения масштабных социально-экономических реформ вслед за Европой началась вторая промышленная революция, характеризующаяся форсированным развитием производственных мощностей и технологий. Уже в 1870-е годы из 1229 российских фабрик 754 (61,7%) применяли паровые двигатели.

Missing материал.

С необходимостью обслуживания все более сложной техники быстрыми темпами стал расти спрос на смазочные материалы. Ввиду отсутствия отечественных поставщиков с середины 1860-х годов на российский рынок их стали завозить из США, Германии, Бельгии, Голландии. Стоимость масел была непомерно высока, при этом качество вызывало массу нареканий.

Еще с XVII века в узлах трения различной техники и механизмов для снижения износа использовались животные, растительные и минеральные масла. Однако чем сложнее становились станки, приборы и машины, тем менее эффективными они были.

Создавшееся положение запустило процесс активного научного поиска. Революцию в «масленом вопросе» совершил инженер-технолог, успешный предприниматель и изобретатель Виктор Рагозин, который во время своего делового визита в Баку в начале 1870-х годов обратил внимание на уничтожение «нефтяных отбросов».

Выпускник физико-математического факультета Московского университета (1853 год) к тому времени уже имел весьма внушительную биографию. В молодости он являлся членом тайного революционного общества «Земля и Воля», принимал участие в политической борьбе и даже попал в Петропавловскую крепость. После непродолжительного заключения молодой человек в течение нескольких лет оставался под полицейским надзором, что заставило его полностью пересмотреть свои планы на жизнь и навсегда оставить оппозиционную деятельность. Рагозин устроился на рядовую должность в пароходное общество «Дружина», занимавшееся перевозкой грузов по Волге, и в 1864 году стал его директором.

Missing материал.

Здесь развернулся его талант исследователя и организатора. Он распоряжался строительством барж, устраивал склады топлива, формировал маршруты грузов. Виктор Рагозин развил кипучую деятельность и в общественной жизни Нижнего Новгорода: участвовал в создании лесного законодательства, учредил Купеческий банк, а для страхования грузов и судов в пути основал страховое общество «Волга», которое со временем превратилось в одно из крупнейших в России.

Одной из сфер деятельности «Дружины» была транспортировка каспийской нефти в бочках. Затратный и неудобный способ требовал модернизации. Рагозин сконструировал одно из первых деревянных судов с внутренней палубой для перевозки нефти наливом. В 1874 году изобретатель спустил его на Волгу. Он основал Товарищество по строительству наливных шхун для Каспийского моря и контролировал строительство первых российских парусных нефтеналивных кораблей. Так в жизнь Виктора Ивановича вошла главная тема его деятельности, которой он посвятил 30 лет, - нефть.

Missing материал.

Побывав в Баку и оценив коммерческие перспективы переработки нефти, Рагозин в 1873 году приступил к проведению первых опытов по разложению нефтяных остатков, причем лабораторию организовал непосредственно в своей частной квартире в Нижнем Новгороде.

Существовавший в то время акцизный налог на керосин фактически не позволял разработать и тем более воплотить новую технологию в жизнь. Для этого требовались серьезные инвестиции, которыми предприниматель не обладал. Поэтому весной 1874 года он написал письмо министру финансов России Михаилу Рейтерну, в котором обосновал необходимость проведения исследований по получению смазочных масел в заводских условиях с использованием нового типа оборудования. Делом заинтересовался император Александр II, и 6 ноября 1874 года появилось «Высочайшее повеление о производстве опытов на вновь устраиваемых фотогеновых заводах»:

«По всеподданнейшему докладу Министра финансов прошения Нижегородского купца Рагозина о разрешении ему с целью испытания нового способа выделки керосина, в особенности, смазочного масла из нефти, устроить временный фотогеновый завод, на котором перегонных кубов не было бы вовсе, а вместо них поставлены были бы особого рода камеры, в которых нефть разлагалась бы от действия жара».

Уже в 1877 году Виктор Рагозин построил в городе Балахне рядом с Нижним Новгородом первый экспериментальный нефтеперерабатывающий завод, где запустил процесс полной переработки нефти, получая из нее, кроме керосина, несколько типов смазочных масел отличного качества. Он назвал их олеонафтами. Позже это название вошло во все отечественные и зарубежные технические словари и учебники.

Мазут нагревался до 300°С, через него пропускали перегретый водяной пар, который увлекал за собой масляные фракции в холодильное устройство, где они отделялись от воды. Затем следовала операция кислотно-щелочной обработки дистиллята. Технология оказалась настолько эффективной, что в самые краткие сроки было запущено массовое производство масел.

Missing материал.

Рагозин был намерен не просто обеспечить отечественных промышленников, он хотел выйти на мировой рынок и получить признание Запада. На Всемирной выставке в Париже в 1878 и 1879 годах, на Бельгийской, Рижской и Борисоглебской выставках в 1880 году продукция заводов Виктора Ивановича получила золотые медали. Чтобы удостовериться в ее качестве, во Франции была проведена специальная экспертиза, которая подтвердила безоговорочное превосходство над американскими аналогами. С этими результатами согласились также Римская Академия промышленности и торговли и Европейская Академия общественных наук. В итоге стоимость «рагозинских» масел возросла в 3-4 раза, а американских – значительно упала.

В 1880 году предприниматель добился права всю свою продукцию обозначать российским государственным гербом, что являлось высшей оценкой выпущенных его заводами нефтепродуктов. За рубежом они стали называться просто – «Русскими».

Стратегическая и практически невыполнимая задача по меркам того времени по продвижению российских нефтепродуктов на иностранные рынки была с успехом решена.

«Русский фабрикант вселял так мало доверия, что в 1876 году я прожил шесть месяцев за границей и успел убедить только две небольшие фабрики ввести в употребление русское масло. Через четыре года положение было неузнаваемо», - вспоминал Виктор Рагозин.

Завод под Нижним Новгородом стал получать огромное количество заказов, в том числе государственных. И вот пример: сразу после победы на выставке в Париже в период с мая по декабрь во Францию было экспортировано нефтяных смазочных масел на 770 тысяч франков. Более того, в 1880 году морское министерство Франции рекомендовало на своих судах использовать технические масла исключительно русского производства, и вскоре весь военно-морской флот Пятой республики перешел на употребление «олеонафтов».

«Благодаря образцовой настойчивости Виктора Рагозина, - писал Дмитрий Менделеев, – немецкие и всякие иностранные наши посредники не сумели захватить это дело в свои руки. Здесь русский производитель сумел, быть может, в первый раз, в столь больших размерах встать в непосредственную связь с западными потребителями. Пример и инициатива В.И. Рагозина останутся навсегда в памяти русских, так же как и имя Василия Кокорева будет памятно, как зачинателя нефтяного дела в Баку».

Missing материал.

В 1879 году в селе Константиново неподалеку от Ярославля исследователь построил второй завод производительностью 400 тысяч пудов масла в год. Примечательно, но предприятие работает и сегодня. В настоящее время на нем перерабатывается более 300 тысяч тонн нефти в год, выпускается около 50 видов продукции: нефтяные топлива, масла белые, моторные, трансмиссионные, энергетические и индустриальные, пластические смазки, масляные СОЖ и присадки к маслам, пластизоли, тара металлическая и комбинированная. В 2014 году «Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод имени Менделеева» признали лучшим промышленным предприятием Ярославской области.

Такое название производственная площадка получила неспроста. Именно здесь работали многие русские химики. Передовая лабораторная база и новейшая техника позволили автору периодической таблицы испытать аппарат (куб) по непрерывной перегонки нефти и впервые внедрить способ ее термической обработки. На Константиновском заводе были испытаны оригинальные установки изобретателя Василия Калашникова - перегреватель пара, доводящий температуру до 400°C, и воздуходувную машину для перемешивания струями воздуха масел при обработке их серной кислотой. Российский инженер-химик Александр Летний внедрил на предприятии инновационный способ получения ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилола, антрацена) способом глубокого разложения нефти.

Missing материал.

В 1878-1880 годах нефтяные смазочные масла Рагозина стали применяться на русском железнодорожном транспорте, благодаря чему расход угля был сокращен почти на 1/3.

Несмотря на успехи, Виктор Иванович был отстранен от ведения дел заводов Товарищества «Рагозин и Ко». Как вспоминал сам инженер, его деятельность протекала в «борьбе с препятствиями легальными, экономическими, с непониманием, равнодушием и невежеством». В 1883 году он переехал в Баку, где стал управляющим Бакинским отделением Товарищества «С. М. Шибаев и Ко» и принял активное участие в работе первых семи Съездов нефтепромышленников.

Как бы ни банально это звучало, Рагозин опередил свое время. Он был ярым сторонником развития экспорта российских нефтепродуктов, в частности считал, что необходимо ввести запрет на вывоз из страны сырья и полусырья.

Хотя многие идеи Рагозина были воплощены лишь спустя десятилетия, его деятельность убедила многих его современников в коммерческом успехе производства смазочных масел.

В 1879 году в Российской империи насчитывалось уже 19 нефтеперегонных предприятий, перерабатывающих мазут в масла по технологии Константиновского завода. В гонку за лидерство вступило Товарищество нефтяного производства братьев Нобель. Уже в 1912 году в структуру их компании вошел и Константиновский завод. Во время Первой мировой войны Товарищество Нобелей стало основным поставщиком смазочных материалов для российской армии.

Виктор Рагозин умер 9 августа 1901 года в поселке Озерки под Санкт-Петербургом.

Сегодня в России работает около 30 нефтеперерабатывающих заводов топливного, топливно-масляного и топливно-нефтехимического профиля, глубина переработки которых достигает 84%. Это достигается за счет активных научно-исследовательских и научно-производственных работ. В частности, общепризнанным флагманом по этой тематике является Санкт-Петербургский горный университет.

переработка
© Форпост Северо-Запад

«Учеными проводятся исследования в области модернизации гидрокаталитических и термических процессов в нефтепереработке и нефтехимии, разработки новых нефтепродуктов, в том числе экологически чистых моторных топлив и нефтепродуктов специального назначения. Так, впервые разработано и внедрено всесезонное осевое масло для смазки моторно-осевых подшипников локомотивов подвижных составов железных дорог. Созданные нами различные марки судового топлива используются на судах Балтийского и Черного морей для высоко-, средне- и малооборотных дизельных двигателей. Апробированы дизельные топлива с присадками и биодобавками с улучшенными экологическими свойствами. Кроме того, ученые факультета принимают участие в разработке технологии получения игольчатого кокса на АО «Газпромнефть-ОНПЗ», а также новых коксующих добавок на вновь строящейся установке замедленного коксования на ООО «КИНЕФ», - рассказал декан факультета переработки минерального сырья вуза Павел Петров.

Газпром нефть
Действительно ли этот проект так важен для отечественной экономики, и сумеет ли один из флагманов нефтегазовой отрасли вернуть вложенные в него средства?
Здесь ведутся работы по усовершенствованию технологии производства и применения профилактических средств против примерзания и пылеподавления для горно-транспортной промышленности России, в том числе разработке «зеленой» технологии производства пылеподавителей из растительных полимеров, а так же утилизации полимерных отходов. Активно проводятся исследования по разработке технологии получения высококачественных битумов и полимер-битумных материалов с нефтеперерабатывающими, асфальто-бетонными и другими промышленными предприятиями.