Санкт-ПетербургПеременная облачность+29°C
$ЦБ:74,10ЦБ:87,32OPEC:72,68

Экологическими проектами Горного университета заинтересовались на Октябрьской магистрали

Горный университет
© Форпост Северо-Запад

Железнодорожники совместно с петербургскими учёными планируют внедрить технологию утилизации осадков сточных вод за счёт их термической обработки и дальнейшего использования в качестве компонента для изготовления бетонных изделий. Например, тротуарной плитки. Сегодня отходы, о которых идёт речь, размещаются на мусорных полигонах, что не только ведёт к финансовым издержкам их производителя, но и наносит вред окружающей среде.

В последнее время, во многом благодаря западным экоактивистам, которые объявили войну углю, нефти, а заодно и природному газу, охрана природы ассоциируется исключительно с необходимостью свести к нулю выбросы СО2. Однако, на самом деле, это понятие гораздо более объёмно, оно предполагает целый комплекс мер, ведущий к сохранению, рациональному использованию и восстановлению биосферы.

Речь идёт и о ликвидации так называемых объектов накопленного экологического вреда, то есть свалок, в том числе несанкционированных; высадке деревьев; сокращении использования пластика; энергосбережении; обучении кадров, которые понимают, каким образом минимизировать антропогенное воздействие на мир вокруг нас. Все эти и другие направления, а также целевые показатели, которые планируется достигнуть на каждом из них, изложены в экологической стратегии компании «РЖД» до 2030 года. Среди важнейших векторов работы - снижение объёма сброса недостаточно очищенных сточных вод и увеличение доли отходов, вовлекаемых во вторичную переработку.

очистные
© msk-septik.ru

«Многие станции или депо, особенно на периферии, не подключены к централизованной системе канализации, а оснащены собственными очистными сооружениями. Постепенно в них образуется осадок сточных вод – отходы 4 класса, которые должны быть захоронены в специально отведённых для этого местах или утилизированы. Первый вариант, естественно, сопряжён с определёнными расходами, а второй, напротив, может принести прибыль. Наша технология, уже апробированная на практике, позволяет вовлечь в переработку 100% осадка и получить из этого сырья востребованную рынком продукцию», - говорит аспирант кафедры геоэкологии Санкт-Петербургского горного университета Денис Сучков.

Рекомендованный учёными метод состоит из двух частей. Сначала отходы должны быть сожжены в инсинераторе - мощной печи, оснащённой горелками, которые поднимают температуру в её основной камере до 800-1200 градусов и превращают ил в золу. Газы, выделяющиеся во время этого процесса, поступают во второй отсек – камеру дожигания, где обрабатываются и теряют вредные примеси. Это позволяет значительно сократить масштаб выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Сам по себе способ, конечно, далеко не революционный. Его используют многие компании и предприятия для того чтобы уменьшить количество вывозимого на свалку неметаллического мусора, от ТКО до побочной продукции мясокомбинатов. Ведь объём получаемой при сжигании золы примерно в десять раз меньше, чем исходного материала, а значит, её размещение на полигоне обойдётся значительно дешевле. Однако представители российской высшей школы рассматривают эту технологию лишь как переходную.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад

«Горный университет получил патент на разработку лёгкого бетона. Часть цемента, необходимого для его производства заменяется золой, полученной за счёт сжигания осадка сточных вод или других отходов. При этом прочность изделия не снижается, это было подтверждено в ходе промышленных испытаний. По своим характеристикам бетон не может быть использован для жилищного строительства, однако идеально подходит для создания элементов благоустройства – тротуарной плитки, поребриков, водоотводных лотков и прочей продукции», - рассказал доцент кафедры геоэкологии петербургского вуза Юрий Смирнов.

Свою инновацию горняки представили в рамках первого заседания проектного офиса по реализации Экологической стратегии компании «РЖД» на Октябрьской магистрали. Предложение учёных, позволяющее в перспективе вовлечь в переработку 100% всего осадка сточных вод, было встречено железнодорожниками на «ура». В ходе дальнейших консультаций стороны приняли решение создать совместную рабочую группу, в задачу которой войдёт реализация этой идеи на практике.

Уже в ближайшее время на очистных сооружениях ОЖД будут отобраны образцы ила. Их привезут в университет для того чтобы в ходе лабораторных испытаний подтвердить пригодность данного конкретного сырья для производства лёгкого бетона. Исследования займут несколько месяцев, после чего можно будет приступить к внедрению технологии в производство.

Утилизация осадка сточных вод – далеко не единственная инициатива в области снижения нагрузки на окружающую среду, которая должна поспособствовать развитию сотрудничества между Горным и Октябрьской магистралью. В перспективе аналогичным образом могут перерабатываться и вышедшие из эксплуатации деревянные шпалы, пропитанные креозотом и другими антисептическими средствами. Они относятся к отходам третьего класса опасности и выделяют при сжигании токсичные вещества.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен